Конспект урока «Мамин платок»
УМК:
«Школа России»
Класс:
3к.
Учебник:
Изобразительное искусство. 3 класс. Н.А.Горяева, Л.А. Неменский.
Тема:
Мамин платок.
Цель:
научить детей рисовать платок с использованием орнамента.
Задачи
:
- образовательная – учащиеся должны знать историю русского платка, правила расположения и росписи рисунка платка;
- развивающая – учащиеся должны уметь применять полученные знания на практике, определять последовательность выполнения работы;
- воспитательная – воспитывать аккуратность и опрятность в работе.
Оборудование:
альбом, краски, кисти, баночки с водой, один законченный вариант работы, иллюстрации платков.
Ход урока
I.
Организационный момент:
— Здравствуйте, ребята. Садитесь на свои места. Все ли готовы к уроку?
— На прошлом уроке вы очень хорошо и дружно поработали. Я надеюсь, что сегодня у нас урок пройдет также интересно и результативно.
II.
Актуализация знаний:
— Мы уже немало говорили, какое важное значение имеет труд художника для нашего дома и предметов, которые нас окружают в повседневной жизни. Кто помнит, как звучит тема четверти? — Искусство в нашем доме.
— Каждый художник немного волшебник. с помощью красок и фантазии он может превратить неприметную игрушку в яркую и веселую, темную комнату сделать светлой и наоборот. Своим волшебством художник украшает нашу жизнь. Давайте вспомним, в каких вещах или предметах нашего дома можно видеть труд художника? (Ответы детей).
— Вы назвали в своих ответах одежду. А можно ли назвать одежду частью искусства? Почему?
-Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?
— Сегодня мы поговорим об одежде, а точнее, об одной из деталей одежды, головном уборе – платке. Учитель вещает на доске иллюстрации платков.
III.
Открытие нового знания
:
— Еще с глубокой древности самым желанным подарком для женщины был платок. Его дарил хозяин дома, отец, брат или жених в знак добрых чувств, любви, внимания. Его носили сначала поверх головного убора, потом стали носить на волосах. Спрос на платки был огромным. Нарядный платок перешел из прошлого и в современные дни.
— Платок – тоже вид декоративного искусства. На нем художник создает свой неповторимый узор.
— Как же появляется узор на платке? Как вы думаете, как художник создает узор? (всматривается в природу, любуется цветами и листьями, потом выбирает нужные детали и упрощает их).
— Из деталей, чередуя их между собой, художник создает узор. Так появляется эскиз украшения платка. Если он понравится художнику, то на фабрике по этому эскизу изготовят платок.
— А можно ли платку, надетому женщиной, что-либо узнать о ней самой? Например, ее настроение?
— В зависимости от настроения люди одеваются по-разному, и платки тоже надевают разные. Как вы думаете, какой платок наденет женщина, если у нее хорошее настроение? А если ей грустно?
— Некоторые платки носят часто, а некоторые хранят бережно, надевают в особых случаях. Что вы можете о них сказать, чем они отличаются?
( в будни носят скромные платки, а в праздники – яркие, нарядные).
— Представьте, что мы на выставке платков. Вглядитесь в них.
— Орнамент какого вида вы видите на этих платках? (растительный и геометрический).
— Какая часть орнамента основная в платке? (в центре).
— В некоторых платках нет такого центра, узор идет по краю, а иногда и вовсе без определенного порядка.
— Поле платка не сохранило первоначальный черный цвет – его красят и красным, синим, зеленым, бордовым, оставляют белым.
— Главная героиня платка — роза. Но сейчас мы можем встретить не только розу, но и другие цветы, бабочек, птиц и т.д.
— Для того чтобы сделать платок, необходимо сначала представить
человека, который будет его носить. Затем нарисовать форму платка, обычно это квадрат.
— Придумать композицию. Композиция – гармоничное расположение элементов.
— Найти композиционный центр. Композиционный центр – это самый интересный участок изображения, который несет смысловую нагрузку.
— Ритм — еще одно важное средство композиции. Чередование одинаковых элементов в определенной последовательности называется ритмом.
— Помни, все элементы композиции должны дополнять друг друга.
— Давайте рассмотрим особенности размещения рисунка на платках с помощью иллюстраций, которые весят на доске. (Обсуждение иллюстраций).
— Рисунок платка может быть оформлен в теплой цветовой гамме, в холодной цветовой гамме, может быть оформлен контрастными цветами.
— Мы же с вами сегодня будем рисовать платок в теплой цветовой гамме.
— Какие же это теплые цвета?
— Самое главное, не использовать много разных цветов. Используйте три основных цвета и их оттенки.
— Вот какой платок получился у меня. (Показать свой рисунок).
IV.
Постановка учебной задачи:
— Итак, можете приступить к рисованию платка.
— Подумайте над видом орнамента, его расположением, не забудьте, в какой цветовой гамме он должен быть, для кого вы рисуете свой платок. Будьте внимательны аккуратны.
V.
Самостоятельная работа учащихся.
VI.
Итог урока: анализ и оценка работ учащихся.
— Ребята, вам понравился наш урок?
— Расскажите, для кого ваш платок и куда его можно надеть.
Выставление оценок
— Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу! Не забудьте убрать свои рабочие места.