Творческий проект в средней группе «В мире сказок В.Г. Сутеева»
Дошкольное образование
Делая этот проект, мы ставили перед собой цели :вызвать интерес детей к творчеству советского художника, писателя, кинорежиссера и сценариста В.Г. Сутеева; формировать основы читательской самостоятельности(умение называть произведение,фамилию автора, заголовок, определять жанр и тему); воспитывать дружеские взаимоотношения и творческие способности
Паспорт проекта
Название проекта: «В мире сказок Владимира Сутеева»
Тип проекта: информационный, творческий, групповой, комплексный.
Разработчики проекта: Акимова Т.Н., Чебан Т.Э.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели и родители (приняли участие десять семей)
Срок реализации проекта: с 09.01.2018-21.01.2018 г.
Вид проекта: краткосрочный
Предполагаемые продукты проекта:
-выставка книг «Мир сказок «Владимира Сутеева»;
-выставка детских рисунков по сказкам В. Сутеева;
— выставка серии детских картин с использованием техники оригами по сказке «Утенок и цыпленок»;
-кукольный театр по произведению В. Сутеева (драматизация сказки «Под грибом»);
— макеты сцен из сказок В. Сутеева, изготовленные детьми совместно с родителями («Под грибом», «Утенок и цыпленок», «Яблоко», «Мешок яблок», «Три котенка», «Кораблик», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу?», «Петух и краски», «Капризная кошка», «Ёлка»);
Актуальность
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
Владимир Григорьевич Сутеев – известный художник и писатель, кинорежиссёр и сценарист.
Наше время зачастую называют сухим, чёрствым и бездушным. Но ведь самые добрые начала формируются с пелёнок. С первой книжкой, с первой картинкой, с первой улыбкой.
Сказки, которые В.Г.Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: всё, что не сказано, будет нарисовано. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий запоминающийся образ.
Вырос ли хоть один малыш без картинок В.Сутеева? Небо там голубое, трава зелёная, цыплёнок жёлтый, котята белые, чёрные, серые, а персонажи своим поведением удивительно напоминают самого малыша и этим вызывают любовь и доверие.
Художник хотел, чтобы ребёнок рос среди шуток и веселья, «тогда и трудиться будет легче».
«Чем больше улыбок, тем больше пользы», — говорил себе В.Г.Сутеев, сочиняя очередной сюжет. Соединение незамысловатого текста и смешных рисунков может объяснить детям простые истины гораздо понятнее, чем длинные нотации.
Искусство В.Г.Сутеева обращено самым маленьким читателям- зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке. Добросердечие и улыбка художника, классическая ясность его рисунков целеустремлённо, спокойно и просто ведут читателя к постижению справедливости, человечности, нравственной чистоты. И он будет актуален всегда.
Для повышения интереса к книге, любви к чтению был разработан этот проект, развивающий устойчивый интерес к произведениям как к произведению искусства.
Цель проекта:
—познакомить детей средней группы с творчеством советского художника, писателя, кинорежиссёра и сценариста В.Г. Сутеева;
-формирование у детей познавательных интересов и стремление к преобразовательной деятельности.
Задачи проекта:
Образовательные:
— вызвать интерес к творчеству художника-иллюстратора В. Сутеева, познакомить с его изобразительной манерой, обратить внимание на средства выразительности, которые он использует;
— формировать художественное восприятие, умение в речи, в рисовании, аппликации передавать воспринятые графические образы животных.
— Формировать основы читательской самостоятельности — умение называть произведение (фамилию автора, заголовок, определять жанр и тему);
Развивающие:
— развивать зрительное внимание, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, умение сравнивать, сопоставлять, высказывать собственные суждения, используя образные слова и выражения;
— совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, эмоционально реагировать на литературное произведение;
Творческие:
— пробудить у детей желание экспериментировать с бумагой (передавать знакомые образы посредством использования техники оригами);
— проявлять фантазию в изготовлении макетов и поделок по сказкам В.Сутеева.
Воспитательные:
— воспитывать чувство сопереживания, дружеские взаимоотношения.
— воспитывать нравственные качества, через анализ содержания произведений В.Сутеева;
— воспитывать умение работать в коллективе (при постановке кукольного театра, при изготовлении коллективных аппликаций).
Этапы реализации проекта
I Этап: подготовительный
Цель: Постановка мотивации по ознакомлению с творчеством Владимира Сутеева:
— определение проблемы;
— постановка цели, задач;
— обсуждение проекта с родителями, консультация: «Кто такой В.Сутеев?»;
— сбор информации, литературы, дополнительного материала;
— составление перспективного плана работы;
тематическое оформление книжного уголка групповой комнаты;
— выбор произведений В.Г. Сутеева для знакомства с ними детей;
— подбор иллюстративного материала к сказкам В.Г. Сутеева;
2 Этап: Основной
Цель: формирование интереса детей к обобщенному образу писателя-иллюстратора (через знакомство с творчеством В. Сутеева); воспитание активного отношения к творческой деятельности писателя и художника, желание узнать новое.
Непосредственная образовательная деятельность:
- Беседа: «Детский писатель-художник Владимир Сутеев
- Сказка В.Сутеева «Под грибом» (интегрированная ОД)
- Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом»( кукольный театр)
- Чтение сказок В. Сутеева «Кораблик», «Три котенка», «Петух и краски», «Капризная кошка», «Утенок и цыпленок», «Кто сказал мяу?», «Палочка –выручалочка», «Мешок яблок».
- Пересказ сказок: «Три котенка», «Кораблик», «Кто сказал мяу?»
- Рисование по сказке В.Сутеева «Герои из сказки «Цыпленок и утенок» (гуашь)
- Коллективное рисование по сказке В.Сутеева «Капризная кошка» (цветные карандаши)
- Изготовление фигурок цыпленка и утенка, рыбок, червяка из бумаги в технике оригами (для последующей коллективной аппликации)
9.Коллективная аппликация по сказке В.Сутеева «Цыпленок и утенок» (серия коллажей)
Вне образовательной деятельности:
- Просмотр мультфильмов: «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок», « Снеговик-почтовик»
- Раскраска по сказке В.Сутеева «Под грибом»
- Беседа по сказке В.Сутеева « Палочка-выручалочка» (с опорой на поделку из фланели по сюжету сказки)
4. Изготовление макетов и поделок по сказкам В.Сутеева детьми совместно с родителями.
5. Совместное обсуждение макетов сказок в группе.
Игры:
- «Доскажи словечко»
- Викторина: «Из какой сказки отрывок?»
- Загадки по сказкам В.Сутеева
- Пальчиковая гимнастика «Под грибком»
3 Этап: заключительный
Цель: Обобщение знаний детей о В.Г.Сутееве, формирование устойчивого познавательного интереса к книге
— выставка рисунков по произведениям В.Сутеева;
-выставка макетов и поделок по сказкам В.Сутеева ( совместное творчество родителей и детей);
-выставка книг «Мир сказок Владимира Сутеева»
Результат проекта:
Дети знают произведения писателя В.Г.Сутеева, умеют анализировать явления, события, поступки героев, аргументировано их оценивать, воспроизводить содержание знакомых произведений, пользоваться средствами художественной выразительности, передавать свои впечатления от прочитанного и услышанного в других видах деятельности; умеют определять и называть произведение по отрывку, отгадывать загадки. Приобретены навыки бережного, созидательного отношения к книгам. Владимир Сутеев был раскрыт для детей как талантливейший человек, который жил и создавал иллюстрированные книги для детей. Нельзя, чтобы он и его творчество было забыто.
Анализ проведённой совместной проектной детско-взрослой деятельности
позволил сделать следующие выводы:
-Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
-Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного отношения к книгам.
— Участие в совместной творческой деятельности по изготовлению макетов и поделок позволило сблизить детей и их родителей.