Сегодня погода ненастная,
И я такая несчастная.
Сеет дождь совершенно ужасный.
Скорей бы снова стало ясно,
И засияло б солнце красное,
И стало бы вокруг прекрасно!
Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?
Подбери проверочное слово
Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово
- известный, вестник, повестка (весточка, вести, известие, весть);
- грустный (грусть, грустить);
- здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);
- звёздный (звезда, звёздочка);
- капустный (капуста);
- местность (место, местечко);
- ненастный (ненастье);
- поздний (опоздать, опоздание);
- радостный (радость);
- свистнуть (свист, свистит);
- сердце (сердечко, сердечный);
- солнце ( солнечный);
- тростник ( тростинка);
- участник (участие);
- честный (честь);
- опасный (опасение);
- чудесный (чудеса);
- ужасный (ужасен);
- интересный (интересен).
Второклассники начинают изучать непроизносимые согласные в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.
Как проверить непроизносимый согласный в слове?
В таких случаях написание слова с непроизносимым согласным требует проверки. Невзирая на произношение, в корне следует написать необходимую букву, сохраняя целостность морфемы. С этой целью воспользуемся двумя способами, чтобы убедиться, есть ли непроизносимый согласный в слове.
Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, нужно изменить его форму или подобрать родственное слово таким образом, чтобы в нем после первого или второго согласного этой группы согласных стоял гласный звук.
Для согласного звука, если после него находится гласный, эта фонетическая позиция в слове является сильной, то есть тогда проверяемый согласный слышится ясно и отчетливо.
Позиция непроизносимого согласного становится сильной также в конце слова и в случаях, если за ним следует непарный сонорный звук (л, м, н, р, й):
- солнце — солнечный;
- счастливый — счастье (е = [й’э], перед й);
- агентство — агент;
- постная (пища) — пост;
- жалостливый — жалость.
К примеру, при произнесении слов «грустный», «костный», «яростный» в скоплении согласных звуков «стн» пропадает звук «т». Чтобы правильно их написать, воспользуемся орфографическим правилом, изложенным выше:
- грустный — грустен, грустить, грусть;
- костный — косточка, кость, кости, окостенеть;
- яростный — в ярости, ярость.
Смотрите больше примеров слов с непроизносимыми согласными.
Слова для запоминания с непроизносимыми согласными
Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в корне слова нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:
- лестница – ряд ступенек или перекладин;
- праздник – день, когда отмечается какое-либо знаменательное событие;
- чувства – внутреннее переживание, эмоциональное состояние;
- сверстники – люди одного возраста;
- ровесники – синоним слова «сверстники».
Что такое непроизносимые согласные?
В русском языке при произношении некоторых слов в их корне звучат не все согласные.
В ряде лексем между гласными существуют труднопроизносимые скопления согласных звуков:
- вств (здравствуй, чувствовать, явственный, девственный),
- здн (праздновать, праздник, поздний, поздно, бездна, звёздный),
- ндск (голландский, шотландский, финляндский),
- нтск (гигантский, дипломантский, дилетантский),
- стл (постланный, счастливый, совестливый, участливый),
- стн (доблестный, захолустный, яростный),
- лнц (солнце),
- рдц (сердце),
- стск (расистский, националистский)
и другие.
При произнесении некоторых слов в указанных группах согласных выпадает один из них, обозначенный буквой «в», «д», «т» или «л».
Согласные, которые не произносятся в корне слова, называются непроизносимыми.
Понаблюдаем, какие непроизносимые согласные имеются в словах:
- сердце [с’ э р ц э]
- гигантский [г’ и га н с к’ и й’]
Но в письменной речи непроизносимые согласные обозначать необходимо. Ведь при изменении грамматической формы или в однокоренном слове непроизносимые согласные проявляют себя:
- сердце — сердечный, сердечко
- гигантский — гиганты
Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова
Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.
- Подснежник — весенний вестник.
- Радостный вскрик оповестил о победе.
- Прелестные лепестки роз распространяли чудесный аромат.
- Прекрасный принц ждёт Золушку во дворце.
- Звёздное небо расстилается до самого горизонта.
- Бабочка-капустница является самым страшным врагом для огородников.
- Брат получил повестку из военкомата.
- Весна выдалась поздняя и холодная.
- В тростниках можно было без труда спрятаться.
- Мы проживали тогда в сельской местности.
В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.
Комплекс упражнений на орфограмму «Непроизносимые согласные в корне слова»
Задание 1.
Переписать слова, подбирая к каждому из них такое однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный.
Безгласный, вкусный, властный, гигантский, горестный, громоздкий, доблестный, захолустный, интересный, комендантский, корыстный, костный, местный, невестка, ненавистный, ненастный, объездчик, окрестность, опасный, повестка, послать, постлать, прелестный, пристрастный, сверстник, свистнуть, сердце, словесный, солнце, тростник, ужасный, участвовать, хлестнуть, хрустнуть, целостный, чествовать, чудесный, устный, шефствовать, явственный, яростный.
Задание 2.
Выбрать вариант с непроизносимым согласным
Д
:
A. злос…ный нарушитель;
B. окрес…ные леса;
C. громоз…кий шкаф;
D. редкос…ный экспонат;
E. хлёс…кая речь.
Задание 3.
Выбрать вариант с непроизносимым согласным
Т
:
A. прекрас…ное настроение;
B. чудес…ный день;
C. безопас…ность движения;
D. прелес…ная девушка;
E. обстановка глас…ности.
Задание 4.
Выбрать вариант с непроизносимым согласным
Т
:
A. встреча ровес…ников;
B. дружба сверс…ников;
C. интерес…ный собеседник;
D. искус…ная мастерица;
E. блес…нуть в вышине.
Задание 5.
Выбрать слово с непроизносимым согласным
В
:
A. че…ствовать героев;
B. уча…ствовать в турнире;
C. я…ственно слышать;
D. вкусные я…ства на столе;
E. ше…ствовать над классом.
Задание 6.
Выбрать вариант, где встречается слово с непроизносимым согласным
Д
:
A. Беда завис…ника в его зависти.
B. Без труда не может быть чистой и радос…ной жизни..
C. Чес…ный нечес…ному не товарищ.
D. Человек сер…цем могуч, дерево – корнями.
E. Тайна, извес…ная троим, уже не тайна.
Задание 7.
Вставить, где нужно, пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.
Чес…ный ответ, интерес…ная книга, бесхитрос…ные слова, лес…ный отзыв, перекрес…ный огонь, вирус…ная инфекция, парус…ный спорт, час…ное лицо, трос…никовые заросли, кризис…ная ситуация, словес…ное искусство, безвкус…ная пища, опытный наез…ник, дружба ровес…ников, сверс…ники моего сына, че…ствовать гостя, чу…ствовать усталость.
Задание 8.
Вставить пропущенные буквы. Записать данные слова в два столбика: с непроизносимой согласной и без непроизносимой согласной.
Горес…ный, древес…ный, безглас…ный, опас…ный, добес…ный, ненас…ный, беспристрас…ный, целос…ный, ярос…ный, захолус…ный, неподвлас…ный, искус…ный, бессовес…ный, гиган…ский, гнус…ный, сверс…ник, ровес…ник, предвес…ник, педчу…ствовать, уча…ствовать, хлес…нуть, хрус…нуть, съес…ное, безмол…ствовать, окрес…ность, объез…чик, аген…ство, мес…ность, хулиган…ский, шампан…ское.
Задание 9.
Переписать, вставляя пропущенные буквы. В скобках указывать проверочные слова.
1. Зал настороженно безмол…ствовал. 2. Ещё двести шагов – и мы в безопасности. (Арсеньев
) 3. Осень в этом году была поз…няя. (
Короленко
) 4. Дудников всадил лопату в землю с такой силой, что трес…нул держак. (
Шолохов
) 5. В числе восьми детей был один ровес…ник мне. (
Герцен
) 6. Тут, на плитах и на жаровнях, жарились и варились, шипя, разные яства. (
Гончаров
) 7. Безденежье меня приковало к ненавис…ной мне деревне. (
Толстой
) 8. Гармонист играл так залихватски, с такими икус…ными переливами, что старик не удержался от соблазна послушать. (
Марков)
9. Всё моё семейство здра…ствует и шлёт вам поклон. (
Чехов
) 10. Пахло пересохшей горячей глиной и близким пас…бищем. (
Федин
) 11. Эскадра че…ствовала своих героев. (
Степанов
) 12. Уча…ствовал он и в славной Бородинской битве. (
Куприн
) 15. Солдаты с бескорыс…ным любопытством следили за тем, куда самолеты полетят. (
Казакевич
)
Рекомендуем почитать:
Детский фитнес Фонетика Лечебная физическая культура 5 класс Русский язык Тест №1 на тему «Лингвистика. Фонетика» (по программе Львова) Занимательная математика
Поделись с друзьями:
Распредели слова на две группы
-стн- | -сн- |
Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).
Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.
Что такое парная согласная?
Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них — противопоставление звуков по глухости-звонкости.
Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.
Парные согласные | примеры слов с парными согласными | |
Звонкие (с участием голоса) | Глухие (без участия голоса) | |
[б] | [п] | стол[б]ы — стол[п] |
[в] | [ф] | дро[в]а — дро[ф] |
[г] | [к] | доро[г]а — доро[к] |
[д] | [т] | боро[д]а — боро[т]ка |
[ж] | [ш] | бла[ж]ить — бла[ш] |
[з] | [с] | моро[з]ный — моро[с] |
Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».
Загадки
Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:
- На заре в оконце заглядывает _______________(солнце).
- Моя любовь откроет дверцу в твоем ____________(сердце).
- В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном).
- Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный).
- На берегу в воде приник, шуршит, колышется _______________(тростник).
- Я кролику дам сочный и вкусный листок _______________(капустный).
Такое задание будет интересно выполнить при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс справится с такой работой легко и весело.
Мини-диктанты
А теперь напишем маленький диктант. Выбирай любой:
Утро
Утро прекрасное! Только что прошёл дождик. Капустные грядки умыты и свежи. Солнечные лучи пригревают, и хорошо пахнет сырой землёй. На сердце радостно от этого прекрасного утра. Здравствуй, лето!
Неудачная охота
Охота не удалась. Ненастный был день. Солнце скрылось за тучами, пошёл грустный мелкий дождь. Мы выбрались из леса. Местность была нам известна. На этом пастбище летом пасли деревенское стадо. Недалеко виднелся шалаш пастуха. В нём мы отдохнём после неудачной охоты.
Весна пришла
Ненастные дни закончились, наступила весна. Птички весело поют, греет солнце, радостно журчат ручьи. Местность покрылась травкой, под деревьями зацвели ландыши. Раскрылись почки на деревьях. Здравствуй, весна!
Все эти диктанты предназначены для проверки знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс должен справляться с такими заданиями.
Вставьте слова в тексте
Был очень интересный текст, но жук-буквоед съел некоторые буквы в словах. Что же делать? Надо вернуть первоначальный вид словам, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова.
Изве…ый писатель написал рассказ о князе, который был непобедим в боях. В слове…ом портрете говорится о вла…ом характере и ужа…ом облике князя. Этот князь участвовал в походе и подвергался опа…остям. Сам он был так жесток, что только раз пощадил одного старика.
Однажды после победы он устроил праз…ичный пир. Стол ломился от вку…ых я..тв. Но радо…ный пир прервался. Со…це скрылось за тучами и наступило нена…тье. Подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния. Князь почу…твовал сильную боль, а потом упал на землю без чу…ств. Гру…но бы закончилась эта повесть, но тут появился колдун. Он был рове…ник века. Этот старый маг чуде…ным образом оживил князя и сказал: «Здра…твуй, князь! Ты однажды спас меня от смерти, я вернул тебе долг!».