Презентация к уроку подготовки к ЕГЭ по русскому языку: Правописание безударных гласных в корне слова


Основная информация

Значительных изменений в формате ЕГЭ 2021 года, а также структуре и содержании КИМов по русскому языку, не будет! После реформы 2020 года и сложного сезона 2020 года, в министерстве взяли курс на стабильность. Общаясь с журналистами, и Ольга Васильева, занимавшая пост министра до 15 января 2020 года, и Сергей Кравцов, занимающий данный пост на сегодняшний день, говорили о том, что слишком частое внесение изменений в КИМы негативно сказывается на результатах ЕГЭ.

Важно! В 2021 году ЕГЭ по русскому языку будет проведен в привычном для выпускников формате – анонсированная ранее устная часть пока так и остается лишь в планах министерства. Не исключено, что формат испытания будет пересмотрен, но уже в 2022 году или даже позже.

Допуском к Единому Государственному Экзамену будет «зачет» по декабрьскому итоговому сочинению. Также выпускникам 2021 года важно знать такие основные факты о предстоящем ЕГЭ по русскому языку:

  1. Экзамен обязательный для всех выпускников, заканчивающих в 2021 году 11 класс.
  2. Формат испытания единый для всех регионов РФ.
  3. Сдать русский язык в 2021 году можно в рамках досрочной или основной сессии.
  4. Дата тестирования устанавливается официальным календарем ГИА-2021.
  5. КИМ включает в себя 2 части, в которых приведены 27 заданий.
  6. На выполнение работы отводится 3,5 часа (210 минут).
  7. Максимальное количество первичных баллов – 54 (без изменений).
  8. Минимальный балл (необходим для получения документа об образовании) – 36 (без изменений).
  9. Если выпускник наберет менее 36 тестовых баллов, он не получит документ об образовании и не сможет поступить в университет.
  10. В случае неудачи русский язык можно будет пересдать в резервную дату, в сентябре 2021 года (или уже в рамках ГИА-2022).

Календарь, в котором будут указаны все даты ОГЭ и ЕГЭ 2021 должен быть утвержден до конца ноября 2020 года.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Слайд 1

Задание 2. Средства связи предложений в тексте. Подготовка к ЕГЭ

Слайд 2

( «Выполнение задания требует выявления отношений между предложениями текста и определения средств связи между предложениями …экзаменуемый должен подобрать это слово самостоятельно в соответствии с заданными морфологическими характеристиками . Это изменение обусловлено еще и тем, что… участники экзамена не всегда владеют базовыми знаниями по морфологии…»(см. « Комментарии по планируемым изменениям в КИМ 2019 г.»)

Слайд 3

Алгоритм выполнения задания : 1.Внимательно вчитаться в текст, понять логику автора. 2. Определить, как в рассуждениях автора логически связано предложение с пропуском и предшествующее предложение. 3. Выяснить (по таблице) значение, которое вводное слово, конструкция, союз, частица или наречие вносят в рассуждения автора исходного текста. 4. Путём подстановки подобрать нужное слово или сочетание слов, не нарушающих логическое соответствие между предложениями.

Слайд 4

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 1 Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно. 2 Использование личных (в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения. 3 Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно. 4 Единство временных форм глаголов-сказуемых Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды. 5 Использование степеней сравнения прилагательных и наречий Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя. Мы оказались над облаками. Выше уже ничего не было .

Слайд 5

Сочинительные союзы соединительные разделительные противительные И Да (= и) И-и Ни-ни Не только – но и Как-так и Тоже Также Или Либо Или-или Либо-либо То-то Не то- не то А Но Да (= но) Зато Однако

Слайд 6

Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами: Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли Противительные: а, но, да (=но), однако, зато Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а Пояснительные: то есть, а именно Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём

Слайд 7

Подчинительные союзы Типы подчинительных союзов Выражаемые отношения Примеры Изъяснительные Выражают отношения пояснения. Что, чтобы, как, будто бы Временные Выражают временные отношения. Когда, как только, лишь только, едва, только, лишь, прежде чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др. Причинные Выражают причинные отноше­ния. Потому что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с тем что, в силу того что, по причине того что, из-за того что и др. Условные Выражают условные отношения. Если, коли, раз, ежели, кабы.

Слайд 8

Подчинительные союзы Типы подчинительных союзов Выражаемые отношения Примеры Целевые Выражают целевые отношения. Чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы Сравнительные Выражают сравнительные отношения. Как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, подобно тому как, как если бы и др. Уступительные Выражают уступительные отношения. Хотя, хоть; даром что; только бы, лишь бы; несмотря на то что, невзирая на то что; хотя бы, хоть бы, в то время как, между тем как, тогда как; добро бы, только. Следствия Выражают отношения следствия. Так что. а то, а не то

Слайд 9

В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно п отому что, так что, чем, нежели а также изъяснительные союзы: что , как, чтобы

Слайд 10

Разряды частиц отрицание не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не вопрос неужели, разве, ли (ль) указание вот, вон, это уточнение именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь ограничение, выделение только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то восклицательные что за, ну и, как усиление даже, же, ни, ведь, уж, всё, всё-таки, ну сомнение едва ли, вряд ли. смягчение требования -ка

Слайд 11

Вводные слова и конструкции, часто встречающиеся во 2-м задании: Кроме того – конструкция используется, когда автор хочет дополнить ранее высказанную мысль. Другими словами, иными словами – конструкция используется, если автор хочет сказать уже высказанную мысль иначе (более понятно). Итак, таким образом, следовательно – автор использует данные вводные слова для подведения итога рассуждениям. Конечно, разумеется, безусловно – указывают на степень уверенности в сказанных словах. Например, так – вводные слова, которые используются для пояснения мысли. Наоборот – вводное слово, употребляющееся для противопоставления одного предложения другому. Во-первых, во-вторых, с одной стороны (с другой стороны) – автор указывает порядок следования мыслей.

Слайд 12

Вводное слово, союз, частица, наречие Когда используется ? (отношения между предложениями текста) ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ Применяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее. КРОМЕ ТОГО Употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО Используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям. НАПРИМЕР, ТАК Используются тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде. НАОБОРОТ Используется тогда, когда автор текста противопоставляет одно предложение другому. ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ Указывают на порядок изложения аргументов. НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ Вносят в авторские рассуждения следующее значение: «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста».

Слайд 13

Вводное слово, союз, частица, наречие Когда используется ? (отношения между предложениями текста) ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО Автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений. ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений. ТО ЕСТЬ Используется для уточнения сказанного ранее. ОДНАКО, ЗАТО, НО Используются для противопоставления смысла одного предложения другому. ИМЕННО, ВЕДЬ Вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли. ДАЖЕ Вносят значение усиления. НЕ СЛУЧАЙНО Имеет значение «по этой причине». ОЗНАЧАЕТ Автор хочет привести пояснение к сказанному прежде в качестве образца, иллюстрации своей мысли.

Слайд 14

1.Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово . (1)Геологические процессы, формирующие облик и внутреннюю структуру нашей планеты, протекают чрезвычайно медленно и не поддаются непосредственному наблюдению. (2)Единственным исключением служит вулканическая деятельность — явление грандиозное и впечатляющее: при извержении вулканов облик отдельных участков Земли может измениться до неузнаваемости за считаные дни (а порой часы и даже минуты). (3)<…>, что уже одно это и возможность непосредственного контакта с «внутренним содержанием» планеты заставляют учёных с особым интересом относиться к процессу вулканизма.</…>

Слайд 15

2. Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз . (1)Вулканическая магма состоит из многих компонентов: кальция, магния, железа и некоторых других, она содержит пары воды и газы. (2)<…> главной составляющей магмы является окись кремния. (3)От количества этого элемента зависят свойства магмы, характер извержения — спокойный или взрывной, форма вулкана.</…>

Слайд 16

3. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение . (1)Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2 ) <…> состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3)Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.</…>

Слайд 17

4.Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово . (1)По подсчётам учёных, глагол занимает второе место после существительного по частоте употребления в речи. (2)Но в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль: так, в официально-деловом стиле примерно 6% глаголов, в научном — около 10%, тогда как в художественных текстах глаголы употребляются значительно чаще, потому что с их помощью писатели и поэты могут ярко и образно описать действие. (3 ) <…>, повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций.</…>

Слайд 18

5.Самостоятельно подберите слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это слово . (1)Создание хорошо защищенной компьютерной системы невозможно без тщательного анализа потенциальных угроз для её безопасности. (2)Специалисты составили перечень действий, которые необходимо провести в каждом конкретном случае, чтобы представлять сценарии возможных нападений на компьютерную систему. (3)<…>, что при проведении анализа потенциальных угроз безопасности компьютерной системы эксперт ставил себя на место злоумышленника, пытающегося проникнуть в эту систему, то есть специалисту необходимо было понять, что представляет собой злоумышленник, от которого нужно защищаться.</…>

Слайд 19

6.Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска во третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз . (1)От работы нефте — и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей страны и всех россиян – ведь экспорт углеводородов даёт более 60 % валютной выручки России и бόльшую часть доходов бюджета. (2)Высокие цены на нефть и газ в 2000-е гг. способствовали быстрому экономическому росту страны, а поступления в бюджет от их экспорта позволяли повышать зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии. (3)<…> такая зависимость России от экспорта нефти и газа несёт в себе постоянную угрозу нового спада экономики из-за падения мировых цен на энергоносители, которое предсказать невозможно.</…>

Слайд 20

7.Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз . (1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции. (2)<…> «Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и укреплённый капитаном Лазаревым перед началом экспедиции, блестяще проявил себя в ледовом походе, то «Восток», спроектированный британскими инженерами, качественно уступал «Мирному» и оказался настолько слаб для плавания в полярных льдах, что к концу экспедиции состояние шлюпа было неудовлетворительным. (3)Это побудило Беллинсгаузена задуматься о досрочном прекращении экспедиции, а затем вынудило его принять решение о возвращении.</…>

Слайд 21

8.Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз . (1)Одним из способов получения эфирных масел является анфлераж , который основан на использовании очищенного жира, позволяющего впитывать эфирные масла. (2)Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке. (3)<…> в настоящее время анфлераж в парфюмерии не используется, так как он требует больших затрат времени и сырья.</…>

Слайд 22

9.Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие . (1)В конце ХVIII века в фи­ло­со­фии и ис­кус­стве воз­ник­ло на­прав­ле­ние, из­вест­ное под на­зва­ни­ем «ро­ман­тизм». (2)Вме­сто куль­та здра­во­го смыс­ла, ра­зу­ма ро­ман­тизм стал утвер­ждать культ че­ло­ве­че­ских чувств. (3) в об­ла­сти ис­кус­ства ро­ман­тизм вы­дви­нул на пер­вый план жанр пей­заж­ной жи­во­пи­си: кар­ти­ны при­ро­ды вы­зы­ва­ют в душе че­ло­ве­ка пре­иму­ще­ствен­но вне­ра­ци­о­наль­ный, эмо­ци­о­наль­ный от­клик.

Слайд 23

10.Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это сочетание слов . (1)В море во­круг вул­ка­ни­че­ско­го кра­те­ра, на­хо­дя­ще­го­ся на по­верх­но­сти вул­ка­на или не­глу­бо­ко под водой, об­ра­зу­ет­ся риф — воз­вы­ше­ние в форме коль­ца. (2)Он со­сто­ит из ске­ле­тов ко­рал­лов — мик­ро­ско­пи­че­ских мор­ских су­ществ, мил­ли­о­ны ко­то­рых живут в тёплой мор­ской воде на не­боль­шой глу­би­не. (3)<…> вул­ка­ни­че­ский ост­ров раз­ру­ша­ет­ся и опус­ка­ет­ся под воду, ко­рал­ло­вый риф под­ни­ма­ет­ся всё выше.</…>

Слайд 24

11.Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз . (1)Ра­ди­а­тор ав­то­мо­би­ля пред­став­ля­ет собой за­мкну­тую си­сте­му, в связи с чем зимой воз­ни­ка­ют труд­но­сти. (2)При тем­пе­ра­ту­ре ниже нуля обыч­ная вода за­мер­за­ет и пе­ре­кры­ва­ет па­труб­ки ра­ди­а­то­ра, из-за чего мотор пе­ре­гре­ва­ет­ся, и, что ещё хуже, замёрзшая вода рас­ши­ря­ет­ся и может взо­рвать па­труб­ки. (3)<…> воду для ра­ди­а­то­ра сме­ши­ва­ют с ан­ти­фри­зом — со­дер­жа­щей сахар жид­ко­стью, не поз­во­ля­ю­щей воде пре­вра­тить­ся в лёд даже при ми­ну­со­вой тем­пе­ра­ту­ре .</…>

Слайд 25

12. Самостоятельно подберите указательную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту частицу . (1)Окраска оперения у сов, как правило, «защитная», то есть она сливается с окружающей средой, помогая птице оставаться незамеченной во время дневного отдыха. (2)Перья лесных сов имеют обычно коричневатый цвет, при этом у видов, обитающих в хвойных лесах, отмечается сероватый оттенок. (3)<…> cовы , которые живут в пустыне, и их родственники, водящиеся на равнинной местности, отличаются более светлой, почти рыжей окраской; у полярных сов цвет оперения снежно-белый .</…>

Слайд 26

13.Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это вводное слово . (1)В последние годы много писали о выдающемся для животных интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению. (2)<…> дельфины очень сообразительны: в морях они спасают своих раненых собратьев, сообща или в одиночку выталкивая их из воды, чтобы пострадавшие могли дышать; не раз спасали эти животные и людей. (3)Об уме дельфинов говорит и то, что в неволе они научились проделывать много разных трюков, но то, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, едва ли будет когда-нибудь доказано .</…>

Слайд 27

14.Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите эту частицу . (1)Немало было на Руси ис­кус­ных ре­мес­лен­ни­ков и мастеров, пре­вос­ход­ных охот­ни­ков и от­важ­ных рыбаков, ге­ни­аль­ных зодчих, иконописцев, музыкантов; сла­ви­лась наша земля воинами, муд­ры­ми го­су­дар­ствен­ны­ми деятелями. (2)<…> ос­нов­ным за­ня­ти­ем во­сточ­ных сла­вян на про­тя­же­нии мно­гих веков было земледелие. (3)По­это­му и древ­няя рус­ская куль­ту­ра в целом от­ра­жа­ла ми­ро­воз­зре­ние земледельца.</…>

Слайд 28

15.Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту частицу . (1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор — процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.</…>

Слайд 29

ПРОВЕРКА 1-естественно, разумеется, безусловно 2-но 3-эти 4-например 5-оказалось, выяснилось 6-несмотря на это 7-если 8 — однако, но 9- неслучайно 10- по мере того как 11. — так что 12 – вот 13 –бесспорно, конечно 14 –всё-таки 15 — ведь

Слайд 30

Задание 24. Средства связи предложений в тексте. Подготовка к ЕГЭ

Слайд 31

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ 1 Слова одной тематической группы Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели. 2 Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали . И наши ожидания оказались не напрасными. 3 Синонимы и синонимические замены (в том числе контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родовидовые обозначения) Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи. 4 Антонимы (в том числе контекстуальные) Недруг поддакивает. Друг спорит. 5 Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п. Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.

Слайд 32

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 1 Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно. 2 Использование личных (в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения. 3 Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно. 4 Единство временных форм глаголов-сказуемых Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды. 5 Использование степеней сравнения прилагательных и наречий Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя. Мы оказались над облаками. Выше уже ничего не было .

Слайд 33

Разряды местоимений Личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они Возвратное себя Притяжательные мой, твой, свой, ваш, наш, его, её, их Вопросительные кто, что, какой, чей, где, который, откуда, сколько, каковой, каков, зачем Относительные кто, что, какой, который, чей, сколько, каковой, каков, зачем, когда Указательные тот, этот, столько, такой, таков, сей, там Определительные всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой, весь Отрицательные никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, незачем Неопределенные некто, весь, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-нибудь, какой-либо, всегда и пр.

Слайд 34

Разряды частиц отрицание не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не вопрос неужели, разве, ли (ль) указание вот, вон, это уточнение именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь ограничение, выделение только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то восклицательные что за, ну и, как усиление даже, же, ни, ведь, уж, всё, всё-таки, ну сомнение едва ли, вряд ли. смягчение требования -ка

Слайд 35

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 1 Синтаксический параллелизм, предполагающий одинаковый порядок слов и одинаковую морфологическую оформленность членов стоящих рядом предложений Юность — время надежд. Зрелость — пора свершений. 2 Парцелляция (деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и оформление ее (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться , когда у нее праздник. Страдать , когда Родине тяжело. 3 Использование неполных предложений — Знаете, о чем мы спорили? — О литературе, музыке, живописи. 4 Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых , нужно начать действовать. Можно ли забыть землю, на которой ты вырос? 5 Использование прямого и обратного порядка слов Я приду вечером. Приду я , чтобы, наконец, увидеть тебя.

Слайд 36

1. Среди предложений 19–25 найдите такое(- ие ), которое(- ые ) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. (19)Годами не убывающая очередь стоит в Эрмитаж. (20)С утра до вечера его залы полны горожан и приезжих издалека. (21)Какая-то часть из приходящих сюда действительно что-то получит для себя, как-то взволнуется произведениями великих мастеров, но сколько зайдёт сюда, чтобы отметиться, чтобы сказать, что был в Эрмитаже, для престижа, сколько из них скользят равнодушно-спокойным взглядом, запоминая, чтобы знать! (22)Ермаков, тот вообще не был в Эрмитаже, и в Павловске не был, и в Пушкине. (23)Был в Петергофе, фонтаны смотрел. (24)Огромная культурно-художественная жизнь такого города, как Петербург, проходит мимо него. (25)Но, может быть, этот откровенный неинтерес более честен, чем формальное приобщение к культуре.

Слайд 37

2. Среди предложений 44−48 найдите такое(- ие ), которое(- ые ) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. (44)- Постой здесь! (45)Я спрошу у кого-нибудь! — сказал я и направился через дорогу к женщине, которая возилась с цветами в палисаднике. (46)Ничего не узнав от неё, я пошёл дальше. (47)Но во дворах никого не было, я пересёк улицу, потом ещё один проулок… (48)А потом пошёл в университет.

Слайд 38

3. Среди предложений 26−29 найдите такое(- ие ), которое(- ые ) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и контекстных синонимов. (25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: » Сострат , сын Дексифана из Книда , — богам-спасителям ради мореходов». (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: «Птолемей Филадельф «. (29)Так всегда бывает. (30)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается.

Слайд 39

4. Среди предложений 27−34 найдите такое(- ие ), которое(- ые ) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора и контекстного синонима. (26)Тут у меня распустилась обмотка. (27)Я поставил ногу на табурет и начал обматывать ею ногу, но продолжал говорить: (28)— И этому научу вас! (29)Слушатели задохнулись от смеха. (30)«Всё погибло!» — подумал я с отчаянием. (31)Но отступать некуда. (32)Делая вид, что не слышу смеха, я приказал: (33)— Раскрыть любой устав на любом месте! (34)Дежурный поспешил раскрыть одну из синих книжек.

Слайд 40

5. Среди предложений 43−48 найдите такое(- ие ), которое(- ые ) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. (43)Наверное, у всех, как и у меня, отступило, забылось дневное, несладкое, а проснулось, нахлынуло иное, ведь и вправду Новый год близок … (44)Я вышел из вагона с лёгким сердцем, торопиться не стал, пропуская спешащих. (45)Дорога славная: берёзы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе вовсе тепло. (46)Спасибо той девочке, которую унесла электричка. (47)А в помощь ей — малиновый чистый закат над чёрными елями, бормочущая во тьме речушка под гибким деревянным мостком, говор вдали, детский смех и, конечно, надежда. (48)Так что шагай, человече…

Слайд 41

6. Среди предложений 6−11 найдите такое(- ие ), которое(- ые ) связано(-ы) с предыдущим при помощи наречия и лексического повтора. ( б)Однажды в одной из столичных газет, известной своим обличительным пафосом, мне попалась статья, в которой автор утверждал, что патриотизм свойствен лишь натурам серым, примитивным, недостаточно развитым, в которых индивидуальное чувство ещё не вызрело в полной мере. (7)3атем автор, доказывая тезис о том, что героическая самоотверженность порождена не благородством, как это принято думать, а неразвитостью личностного начала, приводит выдержки из прощального письма Ульяны Громовой . (8)Эта девушка во время Великой Отечественной войны стала одним из руководителей подпольной организации «Молодая гвардия», куда входили люди, многим из которых не было и двадцати лет. (9)Ребята расклеивали листовки с сообщениями о положении на фронте, вывешивали красные флаги, показывали всем, что оккупанты завоевали город, но не покорили людей. (10)Фашисты схватили подпольщиков, изуверски пытали их, а потом казнили. (11)Ульяна Громова перед самой смертью успела написать письмо родным.

Слайд 42

7. Среди предложений 2–6 найдите такое(- ие ), которое(- ые ) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и синонимов. (1)О Бородинском сражении написаны сотни книг, каждая минута этого драматического события изучена вдоль и поперёк в мельчайших деталях. (2)Но есть один момент, таинственный, почти мистический, который требует глубокого осмысления. (З)Представим, что вы играете в шахматы с уважаемым гроссмейстером. (4)Ваше положение аховое, столпившиеся зрители уже обречённо махнули рукой, предлагают вам не тянуть понапрасну время и выбросить белый флаг. (5)Что сделает в такой ситуации любой человек, знакомый с правилами игры? (6)Он проанализирует позицию на доске и, осознав бесперспективность своего сопротивления, смиренно капитулирует.

Слайд 43

8. Среди предложений 29–35 найдите такое(- ие ), которое(- ые ) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного и личного местоимений. (29)Там действительно собралось много начальства. (30)И это были последние слова Славы, потому что он-то знал, что уже никто не может выйти из лодки. (31)Но вокруг него в отсеке были люди, и старший помощник командира считал необходимым острить, чтобы поддержать в них волю. (32)Шторм оборвал аварийный буй, через который осуществлялась связь, и больше Слава ничего не смог сказать. (ЗЗ)Когда лодку подняли, старшего помощника нашли на самой нижней ступеньке трапа к выходному люку. (34)Его подчинённые были впереди него. (35)Он выполнил свой долг морского офицера до самого конца. ( Зб )Если бы им и удалось покинуть лодку, он вышел бы последним.

Слайд 44

9. Среди предложений 1–8 найдите такое(- ие ), которое(- ые ) связано(-ы) с предыдущим при помощи однокоренных слов. ( 1)Сто двадцать пять лет очень немного на весах истинного искусства. (2)За такое короткое время можно, однако, успеть повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак. (3)Мы призваны — согласились — и я в том числе — писать о гении. (4)Писать — значит судить. (5)Подлежит ли гений суду? (6)Возможна ли канцелярская бумага, посланная Александру Сергеевичу Пушкину с требованием немедленно пересмотреть «Бориса Годунова» и выкинуть из этой книги всё, что я не понимаю или с чем не согласен? (7)Ответ ясен. (8)Итак, можно написать только, что дал он тебе и что ты взял от него и, пожалуй, ещё: сохранил ли до сего дня?

Слайд 45

10. Среди предложений 14−17 найдите такое(- ие ), которое(- ые ) связано(-ы) с предыдущим при помощи помощи союза. (14)Нечто подобное испытываешь во сне, когда, подкравшись к двери, слышишь за нею скрытное, затаившееся дыхание какого-то неописуемого существа, которое только и ждёт момента вставить колено, чуть приоткроется малая щёлка, и ворваться к тебе в тёплое, обжитое жильё. (15)Такое впечатление, что человечество приблизилось к финалу отпущенной ему скромной вечности. (16)А наука, с разбегу пробившись сквозь нулевую фазу времени и физического бытия, ворвётся в иное, ещё не освоенное математическое пространство с переносом туда интеллектуальной столицы мироздания. (17)Очевидный теперь крах вчерашней эры завершится неминуемым пересмотром печально не оправдавшей себя парности Добра и Зла.

Слайд 46

11. Среди предложений 37-43 найдите такое(- ие ), которое(- ые ) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, синонимов и форм слова. (36)Кажется, они чего-то ищут. (37)Кажется, в их душах живёт смутное представление о каком-то неведомом крае, где жизнь праведнее и лучше. (38) Но ещё вернее будет сказать, что они от чего-то бегут. (39)А бегут, конечно, от тоски — этой совсем особенной, непонятной, невыразимой, иногда беспричинной русской тоски. (40)В «Борисе Годунове» Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой бродяжной России — Варлаам . (41) Мусоргский с несравненным искусством и мощью передал мироощущение этого бродяги — не то монаха-расстриги, не то просто какого-то бывшего церковного служителя. (42)Тоска в Варлааме бездонная, как океан. (43)Куда бы этот бродяга ни пошёл, он идёт с готовым сознанием своей абсолютной ненужности.

Слайд 47

12. Среди предложений 52-62 найдите такое(- ие ), которое(- ые ) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, личного местоимения и указательного местоимения. (52)Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания. (53)Но у кого поднялась бы сейчас рука на этого жалкого, ссохшегося, с потухшими от страдания глазами человека, пережившего семь тысяч дней страха, наказавшего себя сверх всякой меры! (54)Этот человек и теперь говорит: «Живём один раз». (55)Но он понимает, как беспощадны для него эти слова. (56)Двадцать золотых лет зачёркнуто в жизни. (57)Да и теперь что за жизнь? (58)Не всякий подаёт руку. (59)А когда идёт по селу, острый слух ловит шёпот: –(60)Дезертир… (61)Презрение людей – самое тяжкое наказание для человека. (62)А живём один раз…

Слайд 48

Ответы 20 46 28 34 47 7 5 34 5 16 41 55

Структура КИМа

Контрольные измерительные материалы 2020, 2020 и 2021 годов близки по содержанию, что позволит выпускникам более качественно подготовиться к испытаниям. В 2021 году запланированы такие незначительные нововведения:

  • изменение формулировки задания №9 и способа предоставления языкового материала;
  • уточнение формулировки задания №27 (сочинение);
  • доработка критериев оценивания сочинения;
  • увеличение ПБ с 58 до 59 баллов.

В КИМе 2021 года будут представлены 27 заданий, разделенных на два блока:

БлокКол-во заданийТип ответа
126Краткий ответ
21 Сочинение-рассуждение

При этом 24 вопроса будут относиться к базовому уровню сложности, а 3 – к повышенному. Заданий высокого уровня сложности на экзамене по русскому языку не предусмотрено.

Тестовая часть

Количественное распределение вопросов 1-й части по основным содержательным разделам будет таким:

РазделКол-во вопросов в КИМе
Нормы орфографии7 шт.
Нормы пунктуации6 шт.
Языковые нормы5 шт.
Текст5 шт.
Лексика и фразеология2 шт.

Полный список всех тем, проверяемых в 2021 году на ЕГЭ по дисциплине «русский язык», можно найти в кодификаторе. Документ размещен на официальном сайте ФИПИ.

Бланк ответов №1 подлежит оцифровке и автоматизированной проверке, результаты которой нельзя оспорить. Именно поэтому важно следовать основным правилам заполнения бланков, которые приведены в данном видео.

Сочинение

Большинство выпускников беспокоятся именно за эту часть работы, считая задание №27 самым сложным на экзамене 2021 года. На самом же деле, все не так страшно, ведь:

  • экзаменуемый пишет сочинение по прочитанному тексту;
  • существует строго определенная структура сочинения ЕГЭ, следуя которой писать работу значительно легче;
  • при написании можно использовать готовые клише;
  • в литературе есть множество «универсальных произведений», в которых можно легко найти аргументы для множества направлений и тем.

При этом важно помнить, что работа должна в итоге содержать в себе более 150 слов.

Важно! Сочинения, объем которых менее 70 слов, не оценивают. Работы пределах 70-150 слов оценивают, но при этом не выставляют по основным критериям максимальные баллы.

Часть I

Задание 4

В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

нажИвший

жилОсь

вернА

взЯлась

Данное задание бывает неравнозначно по трудности. В демоверсии представлен достаточно легкий для работы набор слов. Ошибка допущена в последнем слове: не взЯлась, а взялАсь. Здесь применяется правило постановки ударения у ряда глаголов в форме прошедшего времени женского рода: ударение падает на окончание, хотя в остальных формах на основу: взЯли, взЯло.

Основные правила постановки русского ударения

  1. Односложные существительные мужского рода имеют в форме родительного падежа единственного числа ударение на окончании; бинт — бинта́, блин — блина́, боб — боба́.
  2. Существительные женского рода в форме винительного падежа единственного числа имеют частично ударение на окончании, а частично на основе: С ударением на окончании: беду́, ботву́, броню́ (защитная обшивка), вдову́, весну́, графу́, десну́, длину́, дыру́, змею́, золу́, избу́, кирку́, козу́, нору́, овцу́. С ударением на основе: бо́роду, го́ру, до́ску, зе́млю, зи́му, по́ру, спи́ну, сте́ну, це́ну, щёку и др.
  3. Часть существительных 3-го склонения в форме родительного падежа множественного числа произносятся с ударением на основе, а часть — с ударением на окончании: С ударением на основе: возвы́шенностей, глу́постей, де́рзостей, ме́стностей, па́стей, по́честей, при́былей. С ударением на окончании: ветве́й, горсте́й, должносте́й, жерде́й, кисте́й, новосте́й, областе́й, очереде́й, плете́й, плоскосте́й, площаде́й, повесте́й, роле́й, сете́й, скатерте́й, скоросте́й, степене́й, стерляде́й, тене́й, тросте́й, четверте́й, щеле́й и др.
  4. Затруднения вызывает постановка ударения у ряда глаголов в форме прошедшего времени. Здесь можно выделить три группы глаголов: 1) с ударением на основе во всех формах: бить — бил, би́ла, би́ло, би́ли; брить — брил, бри́ла, бри́ло, бри́ли; дуть — дул, ду́ла, ду́ло, ду́ли; 2) с ударением на основе во всех формах, кроме формы женского рода (ударение переходит на окончание): брать — брал, брала́, бра́ло, бра́ли; быть — был, была́, бы́ло, бы́ли; вить — вил, вила́, ви́ло, ви́ли; 3) с ударением на приставке во всех формах, кроме формы женского рода (в которой ударение переходит на окончание): доня́ть — до́нял, доняла́, доняло́, до́няли; замере́ть — за́мер, замерла́, за́мерло, за́мерли; заня́ть — за́нял, заняла́, за́няло, за́няли.
  5. Аналогичное явление наблюдается у некоторых страдательных причастий прошедшего времени: в форме женского рода в одних случаях ударение падает на окончание, в других — на приставку: 1) взя́тый — взят, взята́, взя́то, взя́ты; ви́тый — вит, вита́, ви́то, ви́ты; изжи́тый — изжи́т, изжита́, изжи́то, изжи́ты; на́чатый — на́чат, начата́, на́чато, на́чаты; 2) на́бранный — на́бран, на́брана, на́брано, на́браны; на́званный — на́зван, на́звана, на́звано, на́званы; при́званный — при́зван, при́звана, при́звано, при́званы; со́звано, со́званы.
  6. В глаголах на -ировать выделяются две группы: с ударением на и (их большинство) и с ударением на а: С ударением на И: баллоти́ровать, бальзами́ровать, блоки́ровать, гаранти́ровать, дебати́ровать, дирижи́ровать, дисквалифици́ровать. С ударением на А: бомбардирова́ть, гофрирова́ть, гравирова́ть, гримирова́ть, группирова́ть, формирова́ть и др. Однако: гази́рова́ть, норми́рова́ть и др.
  7. Аналогичные группы выделяются среди страдательных причастий прошедшего времени, образованных от глаголов на –ировать: форме на -и́ровать соответствует форма на -и́рованный, форме на -ирова́ть — форма на -иро́ванный: 1) блоки́ровать — блоки́рованный, заплани́ровать — заплани́рованный, иллюстри́ровать — иллюстри́рованный, инсцени́ровать — инсцени́рованный, 2) бомбардирова́ть — бомбардиро́ванный, лакирова́ть — лакиро́ванный, пломбирова́ть — пломбиро́ванный, премирова́ть — премиро́ванный, формирова́ть — формиро́ванный и т.д.

Ответ: взялась.

ЕГЭ-2020. Русский язык. Сборник заданий: 1000 заданий с ответами

Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии к ним. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Купить

Оценивание

Выполнив все 27 заданий из КИМа ЕГЭ 2021 по русскому языку, 11-классник может набрать максимум 59 ПБ (первичных баллов), что при переводе по соответствующей таблице, составленной ФИПИ, и будет интерпретироваться как 100 тестовых баллов.

За выполнение отдельных заданий 1-й части в 2021 году установлены такие максимально возможные баллы:

ВопросМаксимальный ПБ
№1-7, 9-15 и 17-251 б.
№162 б.
№264 б.
№65 б.
Всего34 б.

За сочинение можно получить максимум 25 первичных баллов

. Оценивать написанный текст будут по 12 основным критериям:

Важно! В 2021 году за критерий К-2 максимально можно получить 6 баллов (в 2020 году было 5). В остальном критерии не изменились.

В «0 баллов» сочинение оценят, если:

  • его объем окажется менее 70 слов;
  • в бланке №2 будет просто переписанный текст из задания без какой-либо аргументации;
  • сочинение не будет соответствовать теме и проблеме, поднимаемой в тексте.

Сочинение подлежит экспертной оценке. Это значит, что его проверят 2 независимых эксперта. В результате возможны такие пути развития событий:

  • оценки экспертов совпадают – идеальный вариант;
  • оценки не совпадают, но отличие менее 8 ПБ – засчитывают среднее арифметическое;
  • оценки не совпадают более чем на 8 баллов – сочинение отдадут на проверку третьему эксперту, чье мнение и будет решающим.

Подробнее о том, как сдать русский язык на максимальный балл и написать сочинение на ЕГЭ, смотрите в данном видео (только учтите небольшие изменения, введенные в 2021 году).

Что такое ЕГЭ по русскому ЕГЭ. Какие требования и критерии. Что такое КИМ?

Актуальные видео по русскому языку

Насколько ты готов к ЕГЭ по русскому языку? Пройди бесплатный экспресс-тест. ПРОЙТИ ТЕСТ

Лексические нормы

Словарь паронимов

Декабрьское сочинение на ЕГЭ по русскому языку 2019-2020

Что изменилось в Декабрьском сочинении в 2020 году? Актуальные видео по декабрьскому сочинению

Как подготовиться к Декабрьскому сочинению — 2018?

Читайте наши материалы.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

  • Задание 1 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 2 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 3 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 4 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 5 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 6 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 7 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 8 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 9 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 10 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 11 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 12 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 13 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 14 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 15 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 16 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 17 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 18 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 19 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 20 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 21 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 22 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 23 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 24 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 25 на ЕГЭ по русскому языку.
  • Задание 26 на ЕГЭ по русскому языку.

Статьи

  • Что будет на ОГЭ по русскому языку в 2020 году?
  • Задание по орфоэпии.
  • Правила постановки ударений.
  • Что значит быть гуманитарием?
  • Пример сочинения на 24 — 1
  • Пример сочинения на 24 — 2
  • Пример сочинения на 24 — 3
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]