Средняя линия треугольника план-конспект урока по геометрии (8 класс) по теме
Методическая разработка урока математики в 8 классе.
Тема урока «Средняя линия треугольника».
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели урока:
Образовательные:
- Ввести понятие средней линии треугольника; доказать свойство средней линии треугольника, а также теорему о пересечении медиан треугольника; рассмотреть свойства медианы и средней линии треугольника применительно к его площади; научить применять их при решении задач.
Развивающие:
- Развивать интерес с к геометрии, логическое мышление, интуицию учащихся; формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
совершенствовать графическую культуру.
- Развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к исследовательской деятельности, к синтезу и анализу.
Воспитательные:
- Мотивировать детей к самообразованию.
- Воспитывать интерес к геометрии, расширять кругозор учащихся
- Прививать аккуратность в оформлении геометрических задач, культуру устной речи.
Оборудование, наглядность, электронные приложения к уроку:
Компьютер. Мультимедийный проектор. Документ камера.
Презентация Microsoft PowerPoint.
Структура урока.
Вид деятельности. | № слайдов. | мин. |
1. Постановка цели урока. Эпиграф к уроку. | 1-3 | 2 |
2. Проверка домашнего задания | 2 | |
3. Повторение изученного материала. Признаки подобия треугольников. | 4-6 | 3 |
4. Понятие средней линии треугольника и её свойство. Математический диктант | 7-9 10-14 | 12 |
5. Физкультминутка. | 1 | |
6. Свойство медиан треугольника. Следствия. | 15-17 18-21 | 15 |
7. Закрепление нового материала. Решение задач. | 22-23 | 8 |
8. Подведение итогов. | 24 | 2 |
9. Домашнее задание. | 25 | 1 |
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку взяты слова французского писателя XIX столетия. Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом” (сайд №2).
Давайте последуем совету писателя и на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни.
Многие известные мыслители и писатели прошлого обращались к темам о замечательных точках и линиях треугольника. Сегодня мы тоже займемся этим интересным исследованием.
Тема нашего урока «Средняя линия треугольника». Давайте сформулируем, какие цели мы должны достичь: (учащиеся самостоятельно формулируют цели, слайд №3)
- Дать определение средней линии треугольника.
- Доказать теорему о средней линии треугольника.
- Доказать теорему о пересечении медиан треугольника.
2. Проверка домашнего задания.
С помощью документ камеры решение домашнего задания (№ 568 б) из тетради учащегося проектируется на экран. Учащийся комментирует решение.
3. Устная работа. Повторение изученного материала.
Цель: систематизировать базовые знания по теме «Подобие треугольников»; развивать логическое мышление; формировать умение четко и ясно излагать свои мысли.
Чтобы успешно выполнить цели сегодняшнего урока, нам не раз придется обращаться к признакам подобия треугольников. Какие признаки подобия треугольников вы знаете? Учащиеся формулируют признаки подобия треугольников (слайд 4-6).
4. Понятие средней линии треугольника и ее свойства.
Цели: сформулировать определение средней линии треугольника и доказать ее свойство; развивать умение сравнивать и анализировать.
— Что общего у треугольников, изображенных на рисунке? (слайд №7)
Учащиеся самостоятельно дают определение средней линии треугольника(слайд №8).
— Сколько средних линий можно построить в треугольнике?
-Средняя линия треугольника — это замечательная линия треугольника. А чем же она замечательна? Давайте сформулируем и докажем свойство средней линии треугольника (слайд №9).
Теорему учащиеся доказывают самостоятельно (задание получено сильным учащимся предварительно). С целью закрепления понятия и свойства средней линии треугольника проводится математический диктант (решение задач по готовым чертежам; слайд № 10-14). Учащиеся получают карточки, выполняют математический диктант.
Математический диктант
Вариант 1 | Вариант 2 |
1)Две стороны треугольника соединили отрезком, непараллельным третьей стороне. Является ли этот отрезок средней линией данного треугольника? | 1)Точки А и В являются серединами двух сторон треугольника. Как называется отрезок АВ? |
2)В ∆АВС сторона АВ=7 см. Чему равна средняя линия треугольника, параллельная этой стороне? | 2)Средняя линия треугольника АВD, параллельная стороне ВD, равна 4 см. Чему равна сторона ВD? |
3) Дано: МК=3, KN=4, MN=5. Найти периметр треугольника АВС. | 3) Дано: АВ=3м, ВС=5м, АС=4м. Найти периметр треугольника MNK. |
4) Концы отрезка АВ лежат на сторонах треугольника, а его длина равна половине третьей стороны. Обязательно ли: АВ – средняя линия этого треугольника? | 4)Концы отрезка MN лежат на сторонах треугольника. Отрезок MN параллелен третьей стороне и равен его четверти. Обязательно ли: MN – средняя линия этого треугольника? |
5) Периметр треугольника равен 5,9 см. Найти периметр треугольника, отсекаемого одной из его средних линий. | 5)Периметр треугольника равен 7,3 см. Найти периметр треугольника, отсекаемого одной из его средних линий. |
5. Физкультминутка
6. Свойство медиан треугольника
Цель: развивать логическое мышление; способность к исследовательской деятельности, к синтезу и анализу.
Вспомните, что называется медианой треугольника? (слайд №15) Укажите рисунок, на котором изображена медиана.
Свойство медиан треугольника: медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2:1, считая от вершины (слайд № 16).
Теорему учащиеся доказывают самостоятельно (задание получено сильным учащимся предварительно).
-Медиану тоже считают замечательной линией треугольника. Как вы считаете, почему? Вспомните, какие треугольники называются равновеликими (слайд 17)?Давайте, исследуем следующие предположения. В треугольнике провели медиану. Как изменится площадь? (слайд № 18)
Утверждение: медиана треугольника делит его на два равновеликих треугольника. |
-В параллелограмме, площадь которого равна S, проведены диагонали. Чему равны площади образовавшихся треугольников (слайд №19)?
Следствие 1: диагонали параллелограмма делят его на четыре равновеликих треугольника.
— В треугольнике проведены три медианы. Являются ли они равновеликими (слайд № 20)?
Следствие 2: медианы треугольника делят его на шесть равновеликих треугольников.
— В треугольнике проведены средние линии. Чему равна площадь треугольника BMN (слайд № 21)?
Следствие 3: средняя линия треугольника отсекает от данного треугольник, площадь которого равна ¼ площади исходного треугольника.
7. Закрепление нового материала. Решение задач
Цель: научить учащихся применять приобретенные на уроке знания при решении задач; развивать логическое мышление; прививать аккуратность в оформлении геометрических задач; совершенствовать графическую культуру.
Задача 1. Медианы ВК и ЕМ, треугольника ВСЕ, пересекаются в точке О. Найти SMOK:SCMK (слайд №22).
Задача 2. Решите задачу устно по готовому чертежу (слайд № 23).
АА1, ВВ1, СС1 – медианы треугольника. Доказать:
|
8. Подведение итогов
Рефлексия.
- Отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника, называется средней линией треугольника.
- Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны.
- Медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2 : 1, считая от вершины.
- Средняя линия треугольника отсекает от данного треугольник, площадь которого равна ¼ площади исходного.
- Три средние линии треугольника разбивают его на 4 равоновеликих треугольника, площадь каждого из них равна ¼ площади исходного.
Оценки за урок.
9. Домашнее задание
П. 62, вопросы 8, 9 (стр. 160). Задачи № 616, 571.
Литература
- Геометрия: Учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1995. – 335 с.: ил. – ISBN 5-09-006554-3
- Лысенко Ф. Ф. Математика. Подготовка к ЕГЭ. – Ростов – на –Дону: «Легион М», 2012.
- Алтынов П.И. Геометрия. Тесты. 7-9 кл.
- Гилярова М. Г. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. Волгоград: « Учитель — АСТ», 2003.
- Интернет-сайты:
Интернет-государство учителей в разделе Инфотека-Математика. https://www.intergu.ru/infoteka/
https://school-collection.edu.ru/
Упражнения для глаз: comp-doctor.ru/eye/eye_upr.php
Шамотина Л.В.
ГБОУ СОШ № 443
Фрунзенский район
СПб
План-конспект урока геометрии в 8 классе по теме
«Средняя линия треугольника».
Первый урок в теме «Применение подобия к доказательству теорем и решению задач».
Учебник Л.С.Атанасян «Геометрия 7-9»
Цель урока:
ознакомление учащихся с понятием средней линии треугольника; формирование умения применять свойство средней линии треугольника к решению задач..
Учебные задачи, направленные на достижение:
Личностного развития:
- продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
- развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметного развития:
- расширять кругозор, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
- продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.
Предметного развития:
- формировать теоретическое и практическое представление о средней линии треугольника и об её свойстве;
- формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков.
Формы работы учащихся:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- работа в парах.
Необходимое оборудование:
- Проектор и экран.
- Презентация “Средняя линия треугольника”.
Структура и ход урока:
- Организационный момент. (Слайд №1). Сообщение темы урока. Настрой учащихся на работу.
- Устные упражнения:
Решите задачи:
- (слайд №2): Диагонали четырёхугольника АВСД пересекаются в точке О, причём АО:ОС = ВО:ОД. Докажите, что АВСД – трапеция.
(Док-во: Рассмотрим треугольники АОВ и ДОС. В них: АО:ОС = ВО:ОД – по условию задачи, угол АОВ равен углу ДОС – как вертикальные. Значит, треугольник АОВ подобен треугольнику ДОС по двум пропорциональным сторонам и углу между ними. В подобных треугольникам соответственные углы равны, значит, угол АВО равен углу ВДС, а они накрест лежащие при прямых АВ и ДС и секущей ВД. Значит, отрезок АВ параллелен отрезку ДС.
Четырёхугольник, в котором две стороны параллельны, а две другие – нет, является трапецией. АВСД – трапеция).
(Слайд №3): Точка М – середина стороны АВ, а точка N – середина стороны ВС треугольника АВС. Докажите, что отрезок М N параллелен стороне АС. (Док-во: Рассмотрим треугольники АВС и ВМN.
В них: угол В – общий, ВМ:АВ = ВN:ВС = 1:2. Значит, треугольник АВС подобен треугольнику ВМN по двум пропорциональным сторонам и углу между ними. В подобных треугольникам соответственные углы равны, т.е. угол ВMN равен углу ВАС, а они соответственные при прямых МN и АС и секущей АВ, значит, отрезок МN параллелен отрезку АС.)
- Изучение нового материала:
- (слайд №4).
Учитель формулирует определение средней линии треугольника. Учащиеся выполняют соответствующие записи в тетради.
Вопрос к классу: Ребята, как вы думаете, а каким свойством обладает средняя линия треугольника?
Возможные ответы учащихся:
-разбивает треугольник АВС на два подобных треугольника;
-средняя линия параллельна противоположной стороне.
2. Учитель предлагает учащимся в парах обсудить доказательство параллельности
средней линии треугольника противоположной стороне. В это время учитель оказывает консультативную помощь.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, чему равна длина средней линии треугольника? Возможно, кто-нибудь из ребят догадается, что средняя линия треугольника равна половине противоположной стороны.
Учитель формулирует определение теорему о средней линии треугольника. (слайд №5) Учащиеся отвечают на вопросы: что дано в теореме? и что надо доказать? Делают чертёж и выполняют соответствующие записи.
Учитель предлагает учащимся в парах доказать, что средняя линия треугольника равна половине противоположной стороны, оказывая в это время консультативную помощь.
(Док-во: Рассмотрим треугольники АВС и ВМN. В них: угол В – общий, ВМ:АВ = ВN:ВС = 1:2. Значит, треугольник АВС подобен треугольнику ВМN по двум пропорциональным сторонам и углу между ними. В подобных треугольникам соответственные углы равны, т.е. угол ВMN равен углу ВАС, а они соответственные при прямых МN и АС и секущей АВ, значит, отрезок МN параллелен отрезку АС.
АС: МN = МВ:АВ=1:2,т.е.МN = ½АС)
- Устное решение задач на закрепление понятия «средняя линия треугольника»:
а) (слайд 6) В треугольнике АВС на сторонах АВ и ВС взяты соответственно точки Е и F так, что АЕ=ЕВ=3 см, ВF=FС-4 см. Будет ли отрезок ЕF – средней линией треугольника АВС?(да)
б) (слайд 7) В треугольнике MNK на сторонах MN и MK взяты соответственно точки С и Д так, что MC=CN=3см, MД=5 см, ДK=4 см. Является ли отрезок СД средней линией треугольника MNK?(нет)
в) (слайд 8 KL – средняя линия треугольника DFE. DF=10 см, FE=12см. Чему равны длины отрезков DK,KF,FL,LE? (ДК=5см, КF=5 см, FL=LE=6 см).
г) (слайд 9) МК и РК – средняя линия треугольника АВС. Является ли отрезок МР – средней линией этого треугольник?(да. т.к. АМ=МВ и ВР=РС)
д) (слайд 10) ДЕ – средняя линия треугольника АВС. а) Определите дину стороны АВ, если ДЕ = 4 см. б)ДС=3см, ДЕ = 5 см, СЕ = 6 см. Определите длины сторон треугольника АВС.(АВ=10см, СВ=6 см, АС=12 см)
е) (слайд 11) Стороны треугольника равны 4 м, 6м, 8 м. Чему равны длины средних линий этого треугольника? (МР=3см, МК=4 см, КР=2 см)
ж) (слайд 12) Докажите, что отрезок, соединяющий середины двух соседних сторон прямоугольника, параллелен одной из диагоналей. Определите длину этого отрезка, если диагональ прямоугольника равна 10 см.(МА=МД и АР=РВ, значит, МР – средняя линия треугольника АДВ. Поэтому, МР=5 см и МР||ДВ)
з) (слайд 13) В трапеции АВСД ВС=6 см, АД = 12 см, ВR||CД, СR||АВ. Найдите РQ.(9 см)
и) (слайд 14) Найдите периметр треугольника MNH, если АВ=8 см, ВС-5 см, АС=7 см, а МN,NH,MH – средние линии этого треугольника.(10 см)
- (слайд №15). Письменное решение задачи №567 из учебника.
(Треугольник АВД, АМ=МД и АN=NВ, значит, NM – средняя линия треугольника АВД. NM = ½ВД и NM||ВД.
Треугольник ВДС, BP=РС и СQ = QД, значит, PQ – средняя линия треугольника ВДС. PQ=½ВД, PQ||ВД.
NM = ½ВД и NM||ВД, а PQ=½ВД, PQ||ВД, тогда МN=PQ и МN||PQ. Четырёхугольник, в котором две стороны равны и параллельны, является параллелограммом. Значит, MNQP – параллелограмм)
- Запись домашнего задания
(слайд №16) п.62, №565, 566