Дидактическое пособие «Путешествие по природным зонам»


Как известно, на земном шаре различные виды животных и растений распространены неравномерно. Кто-то может жить только в условиях леса, а кому-то подавай пресный водоем. В зависимости от внешних условий живые существа образуют природное сообщество, каждое из которых имеет свои отличительные признаки и представляет большую ценность для биосферы.

Что называют природным сообществом?

Природное сообщество представляет собой группу живых существ (растений, животных, микроорганизмов) в совокупности с неживой природой, которая их окружает. В таких сообществах каждый организм оказывает большое влияние на всех остальных и, в свою очередь, испытывает на себе ответное воздействие.

Все компоненты, входящие в состав природного сообщества, очень тесно взаимодействуют между собой. В результате этого взаимодействия стал возможным круговорот веществ и энергии в природе.

Рис. 1. Круговорот веществ в природе.

Видовое разнообразие в природных сообществах зависит от двух факторов:

  • климатические условия – чем они благоприятнее, тем больше видов входит в сообщество;
  • тип растительного сообщества – в пустыне и полупустыне их около 20, в лесу – около 100.

Различают природные сообщества и по происхождению. Они могут быть как естественными, так и искусственными, то есть созданными человеком.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Цепь питания
  • 2. Природные зоны России (4 класс)
  • 3. Человек и природа
  • 4. Природа России

К примерам природных сообществ относят лес, луг, пресный водоем, болото, степь, пустыня, океан. Все они отличаются между собой площадью занимаемой территории, количеством видов и особенностями взаимодействия между ними.

Рис. 2. Природное сообщество Луг.

Виды природных сообществ


Пойменный луг

В основе сообществ лежат различные природные процессы. Растения и животные занимают одну и ту же территорию на протяжении долгого времени. На Земле существует огромное количество естественных сообществ, перечислить их все не представляется возможным. Крупнейшие из них существенно отличаются друг от друга. О многообразии сообществ судят по составу растительности.

Некоторые примеры природных сообществ включают лес, степь, луг, поле, сад, болото, озеро или реку.

Биогеоценозы с господством древесных растений называются лесами. В зависимости от того, какая древесная порода преобладает, различают еловые, березовые, дубовые, сосновые и другие леса. Под пологом деревьев растут кустарники и высокие травы. Присутствуют низкорослые растения, мхи и лишайники. В подстилке обитают бактерии и насекомые. Лес является домом для множества животных как травоядных, так и хищных. В кронах деревьев вьют гнезда птицы.

В степи, в отличие от леса, очень мало деревьев. Сообщество представляет собой равнину, покрытую невысокой травой с тонкими листьями. Степь характеризуется засушливым летом и малоснежной зимой. Животные преимущественно ведут ночной образ жизни. Большинство птиц улетает на зиму.

На лугах господствует разнотравье. В период цветения растения привлекают огромное количество насекомых-опылителей. Жуки, саранча и гусеницы поедают сочную зелень. В почве находятся микроорганизмы, которые перерабатывают органические останки, делая ее плодороднее. Мир животных представлен небольшими грызунами, на которых охотятся хищные птицы.

В состав водного сообщества входят грибы, бактерии, фитопланктон, зоопланктон, птицы и рыбы. Водоемы отличаются высокой плотностью жидкости, слабым насыщением кислорода, незначительным колебанием температур.

Пищевые связи

Самая важная форма связи в любом природном сообществе – это пищевые связи. Они состоят из нескольких звеньев:

  • Самым первым, основным звеном являются растения. Им отведена важная роль в природных сообществах. Это единственные организмы на планете, которые могут создавать органические вещества из солнечной энергии, углекислого газа и минеральных веществ, содержащихся в воде или почве. В результате они становятся ценным источником пищи и энергии для других живых существ.
  • Растениями питаются растительноядные животные.
  • В свою очередь, растительноядные животные служат пищей для хищников – плотоядных животных.

Также в состав природного сообщества входят организмы, которые питаются различными отходами: остатками отмерших растений или животных, их экскрементами. Такую роль природных санитаров выполняют дождевые черви, жуки-могильщики.

Главную роль в разложении органических веществ играют бактерии и плесневые грибы. Именно благодаря им растительные и животные остатки разлагаются до состояния минералов, которыми питаются растения.

Структура природного сообщества


Уровни пищевых цепей

Структура природного сообщества — это движение веществ от одних организмов к другим, а затем, вновь в окружающую среду. Солнечная энергия и неорганические вещества являются источником питания для автотрофов. Так называют живые организмы, синтезирующие органику, основу любого природного сообщества. Следующим звеном являются гетеротрофы. Это бактерии, грибы и животные, которые потребляют созданные автотрофами органические вещества. Еще одним участником являются бактерии и грибы, разлагающие органику на неорганические соединения.

Влияние человека на природные сообщества

В давние времена, когда человеческая раса только появилась на Земле, природа не испытывала существенного воздействия со стороны человека. Но когда люди начали активно осваивать планету, расселяться по разным материкам, расширять свою хозяйственную деятельность, в природе начали происходить изменения.

  • Самое сильное влияние на природные сообщество оказало развитие земледелия. При распашке степных зон неизбежно менялся состав животных и растений. Но наибольший урон наносился лесной зоне, которую выжигали и выкорчевывали для того, чтобы на ее месте находились сельскохозяйственные угодья.
  • Применение химических препаратов для борьбы с насекомыми-вредителями на полях оказывает сильное негативное влияние на живую природу. Под воздействием ядов страдают не только вредители, но и многие другие, в том числе нужные и полезные.
  • Промышленное строительство, прокладка новых дорог, осушение болот и заболоченных почв под строительство новых объектов наносят большой урон для любого природного сообщества.

Поскольку деятельность человека приводит к серьезным разрушительным последствиям для природных сообществ, во всем мире были созданы и продолжают создаваться природоохранные территории: заповедники, заказники, памятники природы. В них растения и животные живут в естественных для них условиях, а вмешательство человека – минимально.

Рис. 3. Заповедник.

Что такое природное сообщество

Существующие на земле многочисленные естественные сообщества основаны на различных природных процессах и на нахождении растений и животных на одной территории в течение длительного периода времени.

Биогеоценозы характеризуются:

  • особыми природными условиями – температурой воздуха, количеством воды, света и т. д.;
  • особым растительным и животным миром (флорой и фауной), представители которого могут быть производителями, потребителями или разрушителями;
  • цепочками питания.

Природные сообщества взаимодействуют между собой, образуя экосистемы, которые в свою очередь являются частью биосферы, живой оболочки Земли.

Связи в природном сообществе

Каждое природное сообщество имеет различные связи, самая главная из которых – пищевая. Это основная форма взаимодействия живых организмов между собой.

Самым первым и главным звеном являются растения, так как они для своего развития используют солнечную энергию. Растения могут, перерабатывая углекислый газ и минералы, создавать органические вещества.

Представителями флоры, в свою очередь, питаются различные микроорганизмы, травоядные животные.

Микроорганизмами и беспозвоночными питаются хищники, они же могут поедать других животных.

Таким образом возникает пищевая цепочка: растения – травоядные животные – хищные животные. Это примитивная цепь, в природе все намного сложнее: обычно одни животные питаются другими, хищники могут поедать беспозвоночных и некоторые растения и т. д.

Своеобразие природного сообщества

Своеобразие почти полностью зависит от видового состава организмов, обитающих на данной территории.

Название биоценоза дается по преобладающему виду. Например, если в природном сообществе главенствующее место занимает дуб, то мы назовем его дубрава, если в равном количестве произрастают ель и сосняк, то это хвойный или елово-сосновый лес. То же касается полей и лугов, которые могут быть осоковыми, пшеничными и другими.

Человеку стоит всегда помнить, что природное сообщество, или биогеоценоз, – это цельный живой организм, и если нарушить или изменить один компонент, то изменится вся система. Поэтому, уничтожая один вид растений или животных либо занося на территорию сообщества чужеродный вид, можно нарушить все внутренние процессы, что неблагоприятно отразится на всем сообществе.

Человек постоянно воздействует на окружающий мир, природные сообщества видоизменяются. Так, например, вырубка лесов ведет к опустыниванию земель, строительство дамб — к заболачиванию близлежащих территорий.

ЭКСКУРСИЯ «ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА РОДНОГО КРАЯ»

Выдвигают проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися.

Организует заочную экскурсию.

— Грандиозны просторы нашего края. Многолика и контрастна природа нашего края: суровая тайга и пышные хвойно-широколиственные леса, пойменные луга с травами, выше человеческого роста, и дальневосточные болота-мари, морские просторы, широкие реки и мелкие водоемы. На территории края имеется большое разнообразие природных сообществ. Велики его сокровища, но не беспредельны. Уникальны такие прекрасные творения природы, как лотос Комарова, женьшень, кубышка японская, черепаха мягко-кожистая, махаон, жук-олень, тигр амурский. Здесь соединились представители северной и южной флоры и фауны: северянка ель, обвитая южанкой актинидией, тигр соседствует рядом с медведем, окунь и карась и т. д. Такое разнообразие служило одеждой, пищей, жилищем и источником культуры для аборигенов. Не утратила своего значения природа и в наши дни.

Объясняет ход заочной экскурсии. Заранее делит класс на три группы и назначает руководителя.

Маршрутный лист группы 1 (образец).

— Уважаемые экскурсанты! Ваша группа посещает экспозиции биоценозов в следующем порядке: кедрово-широколиственный лес —> водоем —> темнохвойная тайга. Каждую экспозицию представляют два ученика — экскурсоводы — с заранее приготовленными текстами выступлений продолжительностью не более 5 минут.

Этап обратной связи.

Организует отчет групп (правильность заполнения группой тест-карты).

План группового отчета (один из вариантов).

— Укажите на карте края расположение кедрово-широколиственных лесов.

— Назовите типичные растения, произрастающие в этом биоценозе.

— Перечислите животных, обитающих в данном сообществе.

— Составьте 2-3 пищевые цепи по схеме: продуцент — консумент — редуцент.

— Расскажите о значении нескольких объектов биоценоза в природе и жизни человека.

Тест-карта.

Ответить на вопросы, используя предложенный перечень организмов:

1. Отметь крестиком (сверху) обитателей темнохвойной тайги.

2. Подчеркни обитателей кедрово-широколиственного леса.

3. Выбери правильную цепь питания, характерную для водоема (обведи кружочком):

а) личинка стрекозы → прудовик → бактерии;

б) рдест → прудовик → рыба сом → рыбный филин →бактерии;

в) бактерии → ряска → мальки рыб → лягушка.

4. Отметь “О” (ноликом) редких животных нашего края. Зимородок, лось, полоз Шренка, тигр амурский, переливница, парусник Маака, перловица, выдра, панда, гольян, щитомордник, леопард, кожистая черепаха, утконос, мыши, кабан, гималайский медведь, квакша, кедровка, куница, толстолоб, соболь, ауха, дельфин, лемур, хариус, ель аянская, береза, дуб, кедровая сосна, черемуха обыкновенная, осина, липа, пихта, плауны, поползень, свиристель, лишайник уснея, лиственница, папоротники, дятел, заяц, рябчик, белка, клест, лиса, грушанка

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]