«Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, основываясь на рекомендациях СанПиНа, в первой младшей группе рекомендует проводить восемь занятий в месяц по развитию речи и приобщению детей к художественной литературе продолжительностью 8–10 минут.
Некоторые занятия – инсценирование сказок, наблюдения, дидактические и подвижные игры, сопровождаемые чтением потешек или авторских стихотворений, проводятся со всей группой детей. Занятия, имеющие целью вызвать у малышей сложные речевые высказывания или воспитать у них новые умения (например, слышать, слушать и понимать рассказ без наглядного сопровождения), проводятся по подгруппам. В подгруппы подбираются дети, имеющие более или менее одинаковый уровень развития. Известно, что речевое умение или навык не может быть сформирован за одно занятие, поэтому программный материал, который изучался на предыдущем занятии, как правило, повторяется на последующем, причем интервал между ними должен быть не более 1–3 дней. В дальнейшем интервалы между занятиями, на которых совершенствуются определенные речевые умения, могут быть увеличены. Наблюдения показали, что для освоения одних умений ребенку третьего года жизни достаточно 1–2 занятий, для освоения других – гораздо больше времени, например, для драматизации отрывков из сказок, восприятия сюжетных картин и передачи в речи своих впечатлений. В первой младшей группе на многих занятиях, кроме ведущей задачи, решается еще несколько задач. Например, параллельно с решением основной задачи занятия – познакомить детей с потешкой, воспитатель упражняет малышей в выразительном чтении стихотворных строк; отрабатывает четкое и правильное произношение звукоподражательных слов. В первой младшей группе значительное место в учебном процессе начинают занимать комбинированные занятия, состоящие из нескольких частей, каждая из которых посвящена решению какой-то одной задачи. Эти задачи могут решаться на различном программном материале. Продуктивны самые разнообразные варианты: повторное рассказывание сказки и упражнения по воспитанию звуковой культуры речи; рассматривание картины и чтение стихотворения; рассказывание без показа и дидактическая игра. Младшие дошкольники любят заниматься, но произвольное внимание и память у них несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на том, что ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости. Поэтому, планируя занятие с детьми, необходимо тщательно продумывать, чему учить малышей и как это лучше делать. Чрезвычайно важна эмоциональная установка на предстоящее занятие. Она помогает «включить» малыша в активную работу, уже с первых минут повышая ее эффективность. Например: «Сегодня я вам прочитаю очень интересное стихотворение про то, как бежала лесочком лиса с кузовочком», – рассказывает педагог. «Где она? – интересуются дети. – Покажите!» – «Непременно покажу. Сейчас будем играть, все и покажу, обо всем и расскажу», – отвечает педагог. Можно заранее (за 3–4 минуты до занятия) поставить на стол игрушки, которые предстоит демонстрировать на занятии, разрешив детям потрогать, подвигать их. Но одновременно следует приучать малышей соблюдать правило: игрушками, приготовленными для занятия, можно играть только на столе воспитателя, уносить их нельзя. Часто для показа требуется заводная игрушка или игрушка, особенно привлекательная для малышей, «приходящая» только на занятия. Желание подержать этот предмет у детей так велико, что они тянут его каждый в свою сторону. В таких случаях игрушку надо поставить так, чтобы все хорошо ее видели, но не могли достать (например, на пианино, на полочку). Малыши быстро привыкают к тому, что игрушка, выставленная до занятия, будет на нем использоваться. Дети рассматривают ее, обмениваются впечатлениями, расспрашивают воспитателя. В ходе занятия необходимо поддерживать желание младших дошкольников учиться. Детей нужно усадить так (полукругом; за столы, стоящие отдельно или сдвинутые вместе и т.д.), чтобы они не мешали друг другу (особенно при имитации каких-то действий). Не менее важно, чтобы легко возбудимые малыши оказались рядом со спокойными, уравновешенными сверстниками. Малыши должны хорошо видеть воспитателя и предметы (картинки), которые он показывает. Следует исключить отвлекающие моменты (например, если клетка с птицей попадает в поле зрения ребенка, ее нужно переставить). Дети третьего года жизни склонны к подражанию (и воспитателю, и сверстникам). Они легко «заражаются» настроением товарищей и с удовольствием подражают как желательным, так и нежелательным действиям. Стоит одному ребенку начать заглядывать под стул, как через 1–2 минуты, если воспитатель не сумеет переключить внимание детей, половина группы будет подражать малышу. В этом случае не следует прибегать к дисциплинарным замечаниям («Не раскачивайся, сиди тихо!»). Целесообразнее прибегнуть к игрушке, принесенной на занятие. Например, сказать ей: «Не пугайся, мышка, это не кот пришел. Это Вова нечаянно стулом загремел». Или обратиться к ребенку, начавшему шалить: «На, Вова, подержи мышку. Да сиди тихо, не пугай (не урони) ее». У детей этого возраста яркие красивые предметы и картинки вызывают желание подольше рассматривать их, поэтому демонстрируемый на занятиях иллюстративный материал должен быть в хорошем состоянии, со вкусом оформленным и привлекательным для малышей. Пособия следует размещать так, чтобы на их поиски не тратилось время. Если картинки будут падать с фланелеграфа или батарейка электрической игрушки окажется непригодной для употребления, то нормальный ход занятия нарушится, восприятие материала детьми будет затруднено. Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой. Слова и фразы, сказанные детям, не должны быть случайными. По возможности их следует продумать заранее. Особенно это касается тех оборотов речи, которые педагог стремится сделать достоянием собственных высказываний ребенка: слова, обозначающие качества предметов, синтаксические конструкции, в частности предложения с однородными членами и т. п. Используя их на занятии, одобряя попытки того или иного ребенка воспроизвести слово или предложение, воспитатель тем самым обогащает активную речь детей. В первой младшей группе педагог учит детей понимать вопрос и отвечать на него. Но если ребенок почему-то молчит и пауза затягивается, целесообразнее подсказать ответ, повторить его с детьми, а через какое-то время вновь задать малышу тот же вопрос. Известно, что ребенку третьего года жизни очень легко что-либо внушить. Об этой особенности стоит помнить, обучая детей. («У Ани получится… Вова сумеет… Алеша сейчас подумает и непременно найдет нужную картинку (игрушку)…» и т.п.). Любой разговор с детьми должен быть деловым, обстоятельным, а интерес воспитателя к тому, что говорит и делает ребенок, должен быть «интересом всерьез». Дети безошибочно реагируют на настроение педагога, его интонацию, жесты. И если воспитатель искренне, с удовольствием «дует на горячие блины и съедает их», показывает, как бодаются козлики, ребенок не просто заражается желанием сделать так же, а стремится сделать это очень хорошо, с настроением. В свою очередь, удачный ответ, хорошо выполненное действие усиливают радость малыша и его стремление неоднократно воспроизвести увиденное, услышанное. Все это обеспечивает работоспособность детей и их контакт с воспитателем. Кроме того, существует еще несколько факторов, повышающих эффективность обучения. • Чередование различных приемов обучения и, прежде всего, пояснений, указаний и показов (образца, способа действия) с игровыми заданиями. Приведем пример. Воспитатель говорит детям: «Ав-ав-ав – лает собачка. – Как она лает?» После того как дети произнесут звукоподражание, педагог продолжает: «Сейчас мы поиграем в заводных собачек. Собачка, которую я заведу ключом (делает имитационное движение), должна лаять: ав-ав-ав». • Сочетание хоровых ответов детей с индивидуальными. Обычно один хоровой ответ сочетается с 3–4 и более индивидуальными ответами. Это значительно повышает плотность занятия, помогает вовлечь в работу всех детей, а также выяснить, кто из малышей не овладел осваиваемым навыком, с тем чтобы дополнительно что-то объяснить, показать (на занятии). • Использование разнообразных демонстрационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т. п.). Рассматривание их поддерживает внимание детей, повышает речевую активность, формирует способность к обобщению. • Использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться (например, подойти к воспитателю, чтобы вместе с ним что-то рассмотреть; заглянуть под стулья, чтобы найти, куда спряталась кисонька-мурысенька; изобразить бодающихся козлят, клюющих зернышки цыплят и т.п.). В ряде случаев эти задания одновременно преследуют цель обучить детей умению принимать воображаемую ситуацию: испечь оладушки, поймать снежинку и сдуть ее. При выполнении подобных заданий дети учатся игровым действиям, необходимым для развертывания самостоятельных сюжетно-ролевых игр, появление которых на третьем году жизни ребенка свидетельствует о новой ступени в его развитии.
Приведем примеры конспектов занятий (более подробные рекомендации см. в книге: Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007).
Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»
Эту игру можно проводить как на прогулке, так и в помещении.
Цель. Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей (в том числе произнесенные взрослым по-разному (но без сюсюканья): аша – Сашенька – Сашуля), преодолеть застенчивость.
Ход игры
Воспитатель рассаживает детей на стульчики. Используя текст русской народной песенки, он приговаривает: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? (Воспитатель выводит и обнимает ребенка). Ванечка хороший (Олечка хорошая), Ванечка пригожий (Олечка пригожая). «Ванюша светловолосый, с темными глазами, красивый, сильный и не плакса», – говорит педагог. («Оленька хорошенькая, веселая, свою куклу Машу любит, песенки ей поет. А детям споешь? Я тебе, если потребуется, помогу…» «Дима хороший, Дима пригожий. Сильный, он не дерется. Умеет строить высокие башни…») Расхвалив 5–6 детей, педагог приглашает всех малышей к себе. Просит взять себе в пару сверстника, который ребенку особенно нравится. Детям, составившим пару, воспитатель предлагает обняться. Педагог по очереди обнимает детей, которые не сумели (не захотели) найти себе пару. «Замечательные у меня дети, – завершает общение с малышами педагог, – красивые, умные, добрые, веселые. Я вас всех люблю». Эту игру неоднократно проводят в течение года.
Занятие «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Был у Пети и Миши конь»
Цель. Совершенствовать умение детей слушать рассказ без наглядного сопровождения.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает детям о двух братьях – Пете и Мише, которым мама купила игрушечного коня. «Как вы себе представляете этого коня?» – интересуется педагог и заслушивает ответы детей. «И вот однажды, – продолжает разговор воспитатель, – дети поссорились и стали вырывать коня друг у друга. Как вы думаете, чем закончилась эта история?» Педагог читает рассказ 3 раза. Затем воспитатель спрашивает: «Мама поступила правильно, забрав у драчунов коня? Как можно играть одной игрушкой вдвоем?» Заслушивает и корректирует ответы детей.
Занятие «Рассматривание сюжетной картины «Возле Большого Пня»
Цель. Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям рассказать, что (кто) нарисовано (нарисован) на картине «Возле Большого Пня». Педагог одобряет реплики малышей, дополняет их. Затем он кратко, не спеша, рассказывает о картинке: «Каждый день Малыш ходит гулять к Большому Пню. Там Малыша ждут, ему рады. Он разговаривает со всеми, кто живет возле Большого Пня». Воспитатель уточняет: «А кто же живет возле Большого Пня?» (Синички, белочка, лягушка, пчелка, улитка.) «Покажите, – продолжает беседу педагог, – как Малыш поднял руку, приветствуя своих маленьких друзей и Большой Пень. – Здравствуй, лягушечка, – кричит Малыш. А она в ответ… (ква-ква-ква). – Доброе утро, птички-синички! – А они: „Чив-чив, чив-чив! Ждем тебя, ждем тебя!“ Пчелка зажужжала… белочка зацокала… Большой Пень заулыбался. Видишь его добрые глаза? Только улитка продолжает спать, ничего не видела, ничего не слышала. Потом, когда я приглашу вас поближе, чтобы рассмотреть картинку, советую вам разбудить ее. Как вы это сделаете? Что вы скажете улитке? А вдруг это не улитка, а спрятавший голову ежик? Тогда осторожнее, не уколитесь!» Воспитатель, похвалив детей за то, что они помогли ему рассмотреть картину, предлагает послушать рассказ о Малыше и его друзьях, живущих вблизи Большого Пня: «Каждый день Малыш ходит гулять к доброму Большому Пню. Там его ждут маленькие друзья. „Идет, идет, чив-чив, идет!“ – радуются птички-синички. „Ква-ква-ква! Доброе утро, Малыш!“ – приветствует его зеленая лягушка. „Ж-ж-ж, – жужжит пчелка. – Сегодня чудесный день, Малыш“. „Доброе утро! Доброе утро, мой дорогой любимый Большой Пень! – кричит Малыш. – Доброе утро, мои замечательные маленькие друзья. Будем играть?“» Педагог повторяет рассказ, предоставляя детям возможность договаривать выделенные слова. Воспитатель приглашает детей подойти поближе к картине и рассмотреть ее. Он обращает внимание малышей на то, как красиво вокруг Большого Пня, как много здесь цветов, ягод; слушает реплики и рассуждения детей.
Занятие «Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш?»
Цель. Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей; угадывать животное по описанию.
Ход занятия
Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки с изображением взрослого животного и детеныша (можно воспользоваться наглядным пособием «Домашние животные» из серии «Мир в картинках» (М.: Мозаика-Синтез, 2005) или страничкой «Домашние животные» из рабочей тетради «Развитие речи у малышей: Младшая группа» (М.: Мозаика-Синтез, 2006)). Выяснив у детей, кто нарисован на картинках, педагог интересуется, кому какой детеныш нравится. Воспитатель уточняет у детей, у кого из животных есть рога (грива, тоненький хвостик с кисточкой на конце, пушистый хвостик, у кого самый длинный хвост). Спрашивает, как жеребенок зовет лошадь, ягненок – овцу, щенок – собаку. Интересуется, у кого пушистая мягкая шерстка, а у кого шерстка гладкая.
Завершая занятие, педагог предлагает детям изобразить котенка (или щенка), который ловит свой собственный хвостик, радуется, мяукает (тявкает).
Занятие «Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Дидактическая игра «Чья картинка»
Цель. Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно (можно узнать много нового); продолжать учить согласовывать слова в предложениях. Предварительная работа. За день до занятия педагог кладет в книжный уголок иллюстрированные издания сказки «Три медведя» (среди них обязательно должны быть книги с рисунками Ю.Васнецова). В течение дня воспитатель привлекает детей к самостоятельному рассматриванию рисунков, интересуется, кому какой рисунок особенно понравился.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям книжки (книжку) и кратко, но ярко и эмоционально рассказывает, кому какой рисунок понравился. Хвалит малышей за то, что они внимательно рассматривали картинки и заметили много интересного. Затем педагог описывает картинку, которая понравилась ему больше всех, или ту, которую дети обошли своим вниманием. Далее воспитатель предлагает детям поиграть. На столе педагога – предметные картинки (или набор мелких предметов по числу детей). Среди предметов встречаются одинаковые по названию, но разные по цвету. Дети выбирают по одной картинке и называют их. Малыши закрывают глаза, а педагог забирает у 4–5 детей картинки. Дети открывают глаза. Воспитатель показывает картинку и спрашивает, чей это предмет. Он отдает его лишь после того, как получит полный ответ. (Это мое красненькое ведерко. Это мои серебряные колокольчики.) Когда дети получат назад свои картинки, педагог предлагает им поменяться карточками и повторяет игру. В конце занятия, исходя из особенностей наглядного материала, воспитатель просит малышей принести картинки, на которых изображено «то, что растет»; нарисованы «животные в меховых шубках», «те, кто с клювом» и т.д.
Гербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических наук, автор методических пособий по развитию речи дошкольников и приобщению их к художественной литературе.
Рецензия: В.В. Гербова, журнал «Современное дошкольное образование»
Календарный план на неделю в 1 младшей группе «Мамин праздник»
04.03.2019 — 07.03.2019 Тема недели: «Мамин праздник»
Цель:
Воспитание чувства любви и уважения к маме, бабушке, желания помогать им, заботиться о них. Организация всех видов детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.
Задачи:
формировать представления детей о маме и бабушке как о значимых и любимых людях в окружении ребёнка, о празднике 8 марта, обогащать словарный запас детей (дорогая, родная, любящая, единственная, заботливая).
развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию действий в системе «глаз – рука» через изготовление поделок.
воспитывать заботливое отношение к мамам и бабушкам через желание отблагодарить их за любовь, через стремление выполнить подарки своими руками.
Словарь:
подарок, цветы, мама, бабушка, прабабушка, папа, дедушка, прадед, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра, племянница, дядя, тетя, сирота. заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, гладить, накрывать (на стол), мыть, работать, протирать, вытирать, ухаживать, растить. родная , любимая, заботливая, взрослая, маленькая, ласковая, добрая, трудолюбивая, строгая, вежливая, послушная.
Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями | |||||
Групповая, Подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
04.03.2019 понедельник Утро: | Беседа: Как разговаривают в детском саду? Как решают спорные вопросы? Цель-Продолжать учить соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим. Наблюдение в уголке природы – как земля в горшках становится чёрной от полива. | ЗКР – звук а. А-а-а-а – ласково поют дети кукле, произнося гласный а на длительном выдохе. Кукла Алёнушка при этом двигает руками, выражая радость от общения с детьми. | Формирование КГН -За завтраком продолжать учить кушать аккуратно, не набивать полный рот, доедать пищу, пользоваться салфеткой. «Хорошо быть здоровым» рассказ воспитателя о здоровье | Самостоятельные игры детей в игровых центрах Игры с воздушными шарами Творческие игры – укачивание младенца с исполнением колыбельной | Беседы с родителями и детьми о самочувствии детей или по текущим проблемам. Информационные листы «Иммунитет» Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей | |||
НОД | Познание. 09.00. «Мамин праздник» П.с. Формировать представления детей о маме и бабушке как о значимых и любимых людях в окружении ребёнка, о празднике 8 марта, создать радостное настроение. Развивать наблюдательность, внимание, память, инициативную речь детей. Обогатить и активизировать словарь: мама, праздник, ласковая, добрая, родная, любимая, заботливая, трудолюбивая, строгая, вежливая, заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, гладить, работать, ухаживать, растить. Демонстр, материалы: фотографии мам, картинки. сюжетные картинки «Мама на работе», «Мама и бабушка». Метод.приемы: Игровой момент «Чья мама?», беседа с детьми о маме и бабушке, о предстоящем празднике, рассказывание по сюжетной картинке, д/и «Покажи и назови», подведение итогов. | |||||||
Физкультура.09.30. П.с. Упражнять детей в метании вдаль, катание мяча в воротики, приучать сохранять направление при метании и катании мяча. Воспитывать самостоятельность.Оборудование. Мячи, дуги. Метод.приемы: Чередование ходьбы с бегом, ОРУ с мячами, бросание мяча вдаль из-за головы, катание мячей в воротики, п/и «Кошка и мышки», ходьба обычным шагом. | ||||||||
Прогулка: | Наблюдение за погодой. Цель формировать представления о весенних изменениях в природе, воспитывать интерес к окружающему. П/и «Бегите к флажку» Цель -учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя. Развивать у детей внимание, умение различать цвета. Упражнять в беге и ходьбе. | Рассказывание знакомых потешек. Цель — знакомить с устным народным творчеством | Трудовые поручения: кормление птиц; Цель – воспитывать чувство ответственности, желание ухаживать за птицами, заботиться о них. Уборка игрушек. Цель — побуждать детей собирать игрушки после прогулки, убирать их на место. | Игры с выносным материалом. Цель: Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Помогать играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками. | ||||
Вечер: | Гимнастика после сна. Игра- ситуация «Угостим маму чаем ». Цель : продолжать знакомить детей с элементарной этикой приветствия, развивать коммуникативные способности, воспитывать навык культурного общения. Конструктивная деятельность «Красивые башенки».Цель: учить строить из кубиков и кирпичиков 2 башенки по образцу | Индивид. работа с подгруппой детей — «Стежки-пристежки» — учить застегивать пуговицы. | Формирование правильного поведения за столом Ситуативный разговор на тему «Дружные ребята» Цель: Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми | Работа в центре игрушки: вместе с детьми навести порядок на полочках с игрушками. Сюжетные игры по желанию детей. Цель: формирование дружеских отношений между сверстниками. | ||||
Прогулка | Подвижные игры по выбору детей. Наблюдение за солнцем. Цель: продолжать знакомить с природными явлениями (солнечная погода или нет); формировать понятия о признаках весны. |
Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями | ||||||
Групповая, Подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
05.03.2019 вторник Утро: | Утренняя гимнастика. Рассматривание сюжетных картинок по теме «Идем с мамой в детский сад» Цель: учить детей рассматривать картинки, в процессе рассматривания активизировать речь. Упражнение на звукопроизношение «Тик-так». Цель. Учить правильно произносить звуки «т», «ть». Д/и « Найди маму»закреплять умение рассказывать о детенышах и их мамах. | Д/у с кубиками и кирпичиками – упражнять в различении и называние цветов, выполнение заданий воспитателя, рассчитанных на понимание речи и ее активизацию. | Ситуативный разговор «Любимые игрушки». Цель: знакомство детей с предметами ближайшего окружения – игрушками; учить отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней, выполнять простые поручения; сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки на ощупь. Развивать речь детей. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | Самостоятельная двигательная активность. (оборудование: мячи, машинки на верёвочках) Предложить детям конструктор «лего» — построить дом и мост, прокатить машинку через мост к дому. | Консультация «Детские игры и игрушки». | ||||
НОД | Развитие речи. 09.00. «Мамочка любимая» П.С.: Расширять знания о членах семьи (о маме). Закреплять умение называть имя мамы, чем она занимается.Формировать умение отчётливо произносить в словах гласные и согласные звуки. Развивать диалогическую форму речи.Учить читать наизусть небольшие стихотворения, развивать литературную речь. Воспитывать желание помогать маме. Воспитываем интерес к рассматриванию иллюстраций. Обогащение и активизация словаря детей: мама Демонстр. материалы:альбом «Моя мама», Раздматериалы:. фотографии мам. Метод.приемы: Орг. момент «Посылка», динамическая пауза «Заводные куклы», рассматривание альбома «Моя мама» и беседа по нему, чтение стихов о маме, физкуль, д/и «Как я помогаю маме», подведение итогов. | ||||||||
Музыка 10.00. (по плану музыкального руководителя) | |||||||||
Прогулка: | Наблюдение за работой дворника . Цель — формировать представления о труде дворника, развивать умение слушать рассказ воспитателя, воспитывать уважение к труду людей; отзывчивость. «Птицы в гнездышках». Цель : учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу. Игры на развитие двигательных способностей. «Добеги до цели». Цель : развивать двигательную активность. | Инд. работа по развитию движений. Ходьба по прямой дорожке с перешагиванием через предметы. Цель: закреплять умение детей ходить по прямой дорожке с перешагиванием через предметы. Развивать координацию движений. | Трудовая деятельность Сгребание снега с дорожки. Цель: учить правильно пользоваться лопатками. | Самостоятельные игры с выносным материалом. Выносной материал Лопатки, формочки для снега, санки, печатки, карандаши, клеенки для катания с горки. | |||||
Вечер: | Гимнастика после сна. массажная дорожка. Пение песен о маме. Цель- помочь детям запомнить слова песни «Пирожки, пирожки испекли мы сами…», продолжать подготовку к утреннику. Театрализованная игра-ситуация «Концерт для девочек» Цель- продолжать побуждать детей вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы. Развивающая игра «Найди пару» Цель- учить детей группировать предметы по цвету; воспитывать внимательность. | Инд.работа. по рисованию. Цель- продолжать учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями. | Формирование культурно-гигиенических навыков Учить закатывать рукава перед мытьем рук Приучать есть аккуратно, прямо сидеть над тарелкой | Игры-забавы с использованием народных и дидактических игрушек Рассматривание детьми иллюстраций к сказкам. Цель: создать условия для рассматривания иллюстраций по желанию; побудить детей к рассказу по иллюстрациям о героях, их настроении, чувствах, действиях, окружении.о природе. | |||||
Прогулка | Игра с мячиком: «Как тебя зовут?» Цель- Закрепление знания своего имени. П/и «Кто дальше бросит мяч?». Цель: учить правилам очередности в игре, требующим одинаковых действий с одним общим предметом. |
Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями | ||||||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||
06.03.2019 среда Утро: | Беседа «Как избежать беды». Ситуация- «Как уберечься от опасности в умывальной комнате» Цель: учить детей беречь свое здоровье . Речевая игра «Громко- тихо» (рассказывание потешек, стихов Цель – развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо Утренняя гимнастика | Д/и «Чей, чья, чьё?» Цель: учить согласовывать слова в предложении. Д/и «Большие и маленькие мячи» Цель — учить чередовать предметы по размеру (большой, маленький) | Гигиенические процедуры. Цель- учить намыливать ладошки с помощью взрослых; тереть ладошки друг о дружку, смывать мыло, пользоваться своим полотенцем. Похвалить детей, которые не забывают пользоваться салфеткой | Игры детей с вкладышами – знакомство с геометрическими фигурами. сри «Семья» — Развивать умение выбирать роль, выполнять с игрушками несколько взаимосвязанных действий Формировать умение взаимодействовать в сюжете с двумя действующими лицами (мама-дочка,). | Побеседовать с родителями — о необходимости соблюдения режима дня, принятого в детском саду, приводить детей к 8 часам | ||||||
НОД | Рисование. 09.00. Цветок для мамочки» Пр. с.: Вызвать желание нарисовать цветок в подарок маме на 8-е марта. Формировать умение раскрашивать красками разного цвета. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками. Знакомить с понятием « один и много», « часть и целое» на примере цветка (цветок – целое, лепестки – его части). Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать заботливое отношение к родителям, желание порадовать, самостоятельность, аккуратность. Демонстр.материал: цветок, поздравительная открытка. Раздат.материалы: лист бумаги (А5), краска гуашевая синего, красного, желтого, зеленого цвета, кисти, стаканчики с водой, салфетки бумажные. Методич.приемы: Беседа с детьми о празднике, чтение стихотворения, показ поздравительных открыток, рассматривание цветка, объяснение выполнения работы воспитателем, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, выставка и анализ рисунка, рефлексия. | ||||||||||
Музыка 15.15. (по плану музыкального руководителя) | |||||||||||
Прогулка: | Наблюдение за автобусом. Цель: формировать представление о роли общественного транспорта, его назначении для людей. П/и «Пузырь»Цель — Закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его. П/и игра «Кто дальше бросит». Цель : развивать координацию движений, меткость, ловкость. Д/и «Эхо»Цель: Учить правильно и чётко произносить гласные звуки. | Инд. работа по развитию движений. Подвижная игра «Маленькие ножки шли по дорожке!» Цель-упражнять в умении ходить по ограниченной поверхности; развивать внимание, поддерживать самостоятельность в действиях | Трудовые поручения. Собрать в корзину игрушки. Цель — привлекать малышей помогать взрослым в посильном труде; воспитывать трудолюбие. | Самостоятельная игровая деятельность детей. Цель — поддерживать желание детей играть самостоятельно; развивать воображение, творческий интерес ;воспитывать самостоятельность. | |||||||
Вечер: | Гимнастика после сна. Повторение знакомых стихов. Цель: Вызвать радость от прослушивания знакомых произведений, желание рассказывать их вместе с воспитателем. Способствовать формированию интонационной выразительности речи. Пальчиковая игра «Моя семья» — развитие мелкой моторики Рисование «Цветы для мамы» Цель: развивать умение рисовать красками, радоваться рисункам. | Д/и «Матрёшки». Цель- Учить малыша действовать со сбора- разборными игрушками, состоящими из двух однотипных и взаимосвязанных частей; развивать цепкость и силу кончиков пальцев; учить разъединять и соединять части матрёшки; воспитывать внимательность. | Ситуативный разговор о дружбе. Цель- пояснить детям, что не нужно ссорится из-за игрушек, нельзя драться и кусаться, а намного интереснее играть дружно, вместе, делиться игрушками. | Внести в группу куклу, назвать ее, побудить каждого поздороваться с ней. Провести, показать, как Катя ходит, падает, плачет. Побуждать детей повторять облегченные слова | |||||||
Прогулка | Подвижные игры по выбору детей Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры по выбору. Наблюдения за погодой. |
Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями | |||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
07.03.2019 четверг Утро: | Беседа на тему «Лучше всех на свете – мамочка моя». Цель – воспитывать любовь и уважение к близким людям. П\и «Неваляшки». При встрече с детьми показать куклу, просить поздороваться с куклой, назвать свое имя и имя куклы. Утренняя гимнастика. | д/и «Собери бусы» — развивать мелкую моторику рук, продолжать знакомство с цветом. Д/и «Найди предмет такой же формы» Цель — развивать умение различать предметы, игрушки по цвету форме | При одевании учить самостоятельно одеваться с небольшой помощью взрослого | Самостоятельная двигательная активность. Ходьба по массажному коврику. Игры с физкультурным оборудованием | Поздравить мам и бабушек с Международным Женским днем. | |||
НОД | Развитие речи.09.00. Чтение стихов (Е. Благинина. «Посидим в тишине». Г. Виеру. «Мамин день», Я. Аким. «Мама». Е. Благинина. «Вот какая мама») П.с. Уточнить и расширить знания о понятии «семья»: сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей, семьи, общества: закрепить знание содержания стихотворений. Развивать речь, память, логическое мышление детей, развить мимическую и речевую выразительность. Воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме; сформировать ответственность за порученное дело Обогатить и активизировать словарь: семья, мама, хранительница домашнего очага, ласковая, добрая, родная, любимая, заботливая, трудолюбивая, строгая, вежливая, заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, гладить, работать, ухаживать, растить. Демонстр, материалы: иллюстрации к произведению. Метод.приемы: Чтение стихотворений с одновременной демонстрацией картинок, проговаривание отдельных слов вместе с воспитателем, повторное чтение понравившихся стихотворений, игры с игрушками, подведение итогов. | |||||||
Физкультура. 15.30. П.с. Упражнять детей в ходьбе по гимнастической скамейке, формировать умение спрыгивать с нее, закрепить умение метать из-за головы, ходить парами, способствовать преодолению робости, развитию чувства равновесия. Воспитывать самостоятельность. Оборудование. Обручи, гимнастическая скамейка. Метод.приемы: Ходьба и бег между обручами. ОРУ с обручами, ходьба по гимнастической скамейке, бросание мяча илаль из-за головы, п/и «Кошка и мышки», ходьба в колонне по одному. | ||||||||
Прогулка: | Наблюдение за птицами (воробьи). Цель- продолжать знакомить детей с птицами, развивать наблюдательность, внимание. Формировать умение узнавать пернатых по внешнему виду. Игра «Воробушки и автомобиль»» Цель- упражнять в беге, ориентации в пространстве, умение действовать по сигналу. Подв. игра: «К названному предмету беги» Цель- развитие двигательной активности. | Инд. работа- развитие движений. Игровое упражнение «Пройди и не сбей» (кегли). Цель- развивать чувство равновесия, ловкость. | Трудовая деятельность Собрать мусор на участке. Цель : воспитывать желание оказывать посильную помощь, учить доводить начатое дело до конца. | Самостоятельные игры с выносным материалом. Выносной материал Лопатки, ведерки, формочки, санки, вода, печатки, клеенки для катания с горки. | ||||
Вечер: | Гимнастика после сна. ходьба по массажной дорожке. Выполнение музыкально-ритмичных движений: мелодия- «Погремушка, попляши». Повторение песен и танцев к утреннику. С/р «Семья» ситуация «Готовим маме угощение» Цель- развитие умения у детей реализовывать игровой замысел. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. | Инд. работа. Беседа «Что я увидел на прогулке» Цель — учить рассказывать об увиденном на прогулке, развивать связную речь; — развивать умение общаться с взрослыми -поддерживать речевую активность и инициативность ребенка, его стремление вступать в речевое общение; | Продолжать работу с каждым ребёнком по навыкам одевания колготок, учить детей правильно надевать обувь. | Игры детей с мозаикой. – развивать мелкую моторику рук. Игры в строительном уголке: построить ворота для машины – учить прокатывать машины через ворота. СРИ «Идём в гости» -Цель: развивать у детей игровые навыки. Закреплять элементарные способы общения. | ||||
Прогулка | Подвижные игры по выбору детей. Прыжки на двух ногах. Цель: упражнять в прыжках на двух ногах, развивать двигательные навыки, воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям. |
Картотека: Рассматривание картины во второй младшей группе
Татьяна Макрушина
Картотека: Рассматривание картины во второй младшей группе
Тема: Мама купает ребенка.
Цель: Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенный на картинке, развивать умение слушать пояснения.
Ход: На картине изображена ванна, в которой сидит маленький мальчик. Мать мочалкой трёт ему спину. Мальчик тянется к утке, плавающей в ванне. Лицо у мальчика веселое. Не далеко стоит стул, на спинке которого висит большое полотенце.Воспитатель упражняет в назывании слов: купаться, ванна, полотенце, поливать, вытирать. Воспитатель показывает картину и дает детям возможность рассматривать её, прислушивается к их возгласам.Затем говорит: «Это мама, мама купает своего сыночка Ваню. Ваня любит купаться. Катя, покажи ванну. В ванне тёплая вода. Мама трёт мочалкой Ване спину. А что это у Вани? Утка плавает в ванне, большая, жёлтая утка. Ваня хочет поймать утку. Вымоет Ваню мама и польет чистой водой. А что это висит на стуле? Большое полотенце. Мама будет вытирать Ваню. Ваня чистенький теперь.»
Тема: Дети обедают
Цель: Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенный на картине: научить умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображениях на картинках.
Ход: Воспитатель показывает картинки, рассказывает: На картинке нарисованы дети. Они обедают, сидят за столом спокойно. Мальчик ест кашу из тарелки, Вася, покажи тарелку. А это что? (большая ложка)
. А девочка уже съела кашу. Девочка ест компот ложечкой. А это что?
(чашка)
. В чашке компот. А это что?
(блюдце)
. Что делает девочка? Этот мальчик уже съел компот. Он вытирает рот салфеткой. Что делает мальчик? Салфетки стоят в стакане. Таня покажи стакан с салфеткой. Дети хорошо и аккуратно едят. Платья и рубашки у них чистые. Затем воспитатель просит отдельных детей
рассказать, что делают мальчики и девочки. Что они держат в руках? Что едят? Просит назвать цвет одежды (зеленое платье, красная рубашка)
. Упражняются в названии слов тарелка, чашка, блюдце, ложка, салфетка, ест, вытирает, держит.
Тема: Коза с козлятками
Цель: Помочь детям понять содержание картины, охарактеризовать персонажей, воспитывать умение слушать рассказ воспитателя, составленный по картине, а при повторном прослушивание активно помогать ему рассказывать.
Ход: Перед детьми картина «Коза с козлятками»
. Дети
рассматривают её, обмениваются впечатлениями. Воспитатель спрашивает, кого они видят на картине, предлагает рассмотреть в начале козу, а потом козлят. Рассматривая козу, дети отмечают, что коза большая,с рогами: у неё длинная шерсть, а на шее колокольчик. Коза стоит около куста и объедает листья с веток.Колокольчик: «Коза наклоняется и колокольчик звенит. Ведет хозяйка из дома, прислушается и сразу определит, где гуляет коза, далеко ли ушла» Затем воспитатель, обобщит результаты рассматривания в небольшом рассказе, обращается к картине. Говорит, что рядом с козой гуляют козлята, предлагает детям рассказать про них. Малыши отмечают, что козлята маленькие, без рожек, у них весёлые мордочки, тонки ножки, густая шёрстка. Козлята гуляют, играют. Они делают вид, что бодаются и т. д. Завершая, рассмотреть воспитатель предлагает внимания детей рассказ про козу с козлятами. «У бородатой козы большие рога, длинная шерсть, на шее колокольчик, коза стоит около куста и объедает листья с веток. Рядом с ней козлята. У них тонкие ноги, густая шерсть пушистая и забавная мордочка. Козлята мерятся силой. Они встали на задние ноги, передние подогнули и отталкиваются ими друг от друга. Малыши – шалуны делают вид, что бодаются. Только им бодаться – то- нечем- рожки не выросли!» воспитатель повторяет рассказ, побуждая детей договаривать отдельные слова.
Тема: Едем на лошадке
Цель: Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины. Внимательно слушать рассказ воспитателя, составленный по картине, вызвать желание рассматривать картину после занятия.
Ход:Утром до занятия целесообразно предложить детям поиграть : сделать из стульев телегу, запречь в неё лошадку и покататься. Воспитатель предлагает вспомнить, как было весело кататься на лошадке. Со словами «кататься на лошадке»
любят все малыши, ставят на мольберт
картину. Дети рассматривают её. Им очень нравится эта картина.
— Видите, -показывает воспитатель, — дети запрягли лошадку. Она везёт скамеечку. Только это вовсе не скамеечка! Это тележка. Кто же едет в тележке?- Мальчик в красной рубашке. Он держит вожжи.Это он сказал лошадке: «Тпру-у-у»
. И она остановилась. – Ещё в тележке сидит очень хорошенькая и весёлая девочка. У неё в руках кукла, завернутая в одеяло. Почему остановили лошадку? Её поят водой. Мальчик что-то говорит ласковое лошадке. Интересно, что мальчик говорит ей? Пей лошадка, пей. Красивую лошадку запрягли дети? Да с пышной гривой и хвостом. Как вы думаете, дети просто катаются или куда-то едут? Наверное, едут в гости, потому что нарядные. Воспитатель предлагает послушать
рассказ:
«Решили дети поехать в гости. Они запрягли самую красивую лошадь и сели в телегу. Впереди мальчик в кепочке. Сзади весёлая и очень хорошенькая девочка. У неё в руках малышка в одеяле. Долго ехали. Устала лошадка. ТПРУ стой лошадка! Пора тебе пить! Вова принес тебе целое ведро чистой холодной воды! Пей, лошадка, пей!»
Воспитатель повторяет рассказ, а дети договаривают концовки предложений.
Тема: Петушок и его семья.
Цель: Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами, строками народных поэтических творений. Расширять ориентировку в окружающем.
Ход: Ребята, угадайте,про кого я говорю: Рано встает, деткам спать не дает? Правильно Петушок. А как он голосисто поет (Ку-ка-ре-ку)
Молодцы. Давайте позовем Петушка к нам
(появляется Петушок- игрушка)
Ку-ка-ре-ку! Здравствуйте, детки! Вы ведь знаете кто я такой? Какое стихотворение про меня можете
рассказать?
Дети: Петушок, петушок, золотой гребешок
Масляна головушка, шёлкова бородушка
Что ты рано встаешь? Голосисто поешь? Деткам спать не даешь?
Ребята, а кого Петушок зовет? Курочку. Давайте поможем ему,позовем громко: «Курочка иди к нам!»
Ко-ко-ко. Петя –петушок ты не видел куда спрятались наши цыплятки? Помогите мне найти их. Ребята, слышите кто- то пищит. Кто это?
-Пи-пи-пи! (цыплята)
Нашлись наши цыплятки. Посмотрите, какие они маленькие, пушистые, желтенькие. Какие у них маленькие клювики, крылышки, лапки. Затем воспитатель вместе с детьми ходят имитируют движения петушка, курочки, цыпляток.