Экономические циклы презентация к уроку по экономике (11 класс) на тему


Презентация на тему «Циклическое развитие экономики»

Презентация на тему «Циклическое развитие экономики» по экономике в формате powerpoint. В данной презентации для школьников старших классов содержится 33 слайда, где подробно рассказывается о циклическом развитии капиталистической экономики, видах циклов, причинах цикличности экономического развития, стабилизационной политике государства, трансформационном кризисе в российской экономике. Автор презентации: Кольцова Л.А.

Фрагменты из презентации

Циклическое развитие капиталистической экономики. Виды циклов.

  • Долгосрочное развитие мировой экономики носит поступательный характер.
  • постоянные долгосрочные тенденции:
  • рост населения,
  • увеличение общего объёма производства,
  • развитие технологий.
  • Направление и степень изменения совокупности показателей, характеризующих развитие народного хозяйства, называется экономической конъюнктурой.
  • Определение цикла

    • Промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры называется экономическим циклом.
    • Экономический цикл
      — колебания фактического объёма производства вокруг его потенциальной величины, которая достигается при полной занятости, и связанные с ними изменения других макроэкономических показателей.

    Виды циклов

    • Краткосрочные (2-4 года) – циклы Китчина
    • Среднесрочные (7-11 лет) – циклы Жюгляра – Маркса
    • Долгосрочные – (45-50 лет) – циклы Кондратьева

    Среднесрочные циклы

    • Выражены наиболее отчетливо в макроэкономической статистике
    • Играют наиболее заметную роль в нарушении равновесия рыночного хозяйства и стимулировании его развития
    • «В современном мире на экономические циклы смотрят примерно также, как древние египтяне на разливы Нила. Это явление повторяется через некоторые промежутки времени, имеет важнейшее значение для всех, а его действительные причины скрыты от взгляда». Дж.Б. Кларк

    Мировой кризис 2008-? и российская экономика

    • Генералы всегда готовятся к прошлой войне
    • Ипотечный кризис. Проблемы банковских балансов.
    • Диспропорции мировой торговли – торговый баланс США покрывался Китаем, Японией, Россией (стимулирование экспорта труда, научно-технических разработок, ???)
    • Перегрев мировой экономики: нефть – 147 $; металлы; «Газпром» третья по капитализации компания мира;
    • Дешевый и доступный капитал на фоне дорогих реальных активов
    Внутренние проблемы:
    • Пузырь на рынке недвижимости;
    • Цена аренды;
    • Рост цен на исходные ресурсы: металл, топливо, строительные материалы и т.д.
    • Вовлечение в производственный процесс всех условнопригодных производственных мощностей
    • Рост задолженности:
    • Предприятий реального сектора;
    • банков

    Передаточные механизмы мирового кризиса в российскую экономику:

    • Бюджет – снижение налогов (НДПИ, экспортная пошлина, налог на прибыль)⇒
    • Бюджетные инвестиции (инфраструктура, социальная сфера, фундаментальная наука, оборона);
    • Но!!!- стабилизационный фонд, отказ от профицита и переход к дефицитному бюджету;
  • Национальная валюта – ЗВР, конкурентоспособность, возврат долгов
  • Сокращение инвестиций нефтегазового сектора
  • Сокращение спроса работников нефтегазового сектора
  • Дефицит ликвидности (ограничение притока валюты, рост процентных ставок на мировых рынках):
    • Ограничение доступа к кредиту
    • Процентная ставка:
    • Падение инвестиций
    • Сокращение потребительского спроса
    • Падение спроса на недвижимость
    • Сжатие фондового рынка

    Долгосрочные циклы (кондратьевские)

    линия тренда не является прямой. Она также волнообразна, но волны более пологие и длинные, а сам экономический цикл колеблется вокруг этих длинных волн

    Проявление циклов Кондратьева
    • На повышательной волне:
    • Продолжительные и бурные подъемы,
    • неглубокие спады
    • непродолжительные деперссии
  • На понижательной волне:
    • непродолжительные и вялые подъемы,
    • глубокие спады
    • длительные деперссии
    Причины долгосрочных циклов:
    • «большие циклы можно рассматривать как нарушение и восстановление экономического равновесия длительного периода. Основная их причина лежит в механизме накопления, аккумулирования и рассеяния капитала, достаточного для создания новых производительных сил”
    • начало подъёма длинного цикла происходит «когда накопление и аккумулирование капитала достигает такого напряжения, при котором становится возможным рентабельное инвестирование капитала в целях создания основных производительных сил и радикального переоборудования техники” Кондратьев Н.Д.
    • Качественные изменения в производстве на основе крупных изобретений
    • Обновление пассивных элементов основного капитала
    • Расширение рынков и технологий обращения

    Разработка урока по предмету «Основы рыночной экономики» Тема урока: «Основы маркетинга»

    Тема урока:

    Основы маркетинга.

    Цель урока:

    1. Рассмотреть, что является целью маркетинга, кто занимается маркетингом. Что такое сегментирование рынка, дать определение пирамиде А.Маслоу.

    2 . Формулировать гражданскую позицию.

    3. Развивать умение обобщать полученные знания и делать соответствующие выводы.

    Оборудование:

    Доска,мел,интерактиная доска,компьютер.

    Метод урока:

    Комбинированный.

    Использованная литература:

    интернет сайт, С.С Носова «Экономическая теория»

    Ход урока:

    1. Вступительное слово.

    2. Изучение нового материала.

    3. Закрепление изученного материала.

    4. Домашнее задание.

    Маркетинг

    — вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена (Ф.Котлер). Эта деятельность охватывает разработку и реализацию маркетинговой концепции, ценообразование, продвижение продукции на рынок и ее сбыт.
    Маркетинг оперирует следующими понятиями:
    нужда, потребность, запросы, товар, обмен, сделка и рынок. Первым шагом в планировании маркетинга является разработка стратегии маркетинга. Она представляет собой общий план деятельности в области маркетинга для какого-то определенного товара. Первым этапом разработки стратегии является выявление группы потребителей, на запросы которых ориентируется фирма в своей деятельности. Вторым шагом является решение о сочетании элементов, которые нужно использовать в маркетинговой программе, чтобы достичь максимальной эффективности.

    В эволюции маркетинга можно выделить три этапа:

    1. Массовый маркетинг. При этом виде маркетинга продавец занимается массовым производством, массовым распределением и массовым стимулированием сбыта одного и того же товара для всех покупателей.
    2. Товарно-дифференцированный маркетинг. В этом случае продавец производит два или несколько товаров с разными свойствами.
    3. Целевой маркетинг. При целевом маркетинге продавец производит разграничение между сегментами рынка, выбирает из них один или несколько, и разрабатывает товары и комплекс маркетинга в расчете на каждый из отобранных сегментов.

    Основные инструменты маркетинговой деятельности:

    Самым важным объектом маркетингового исследования является рынок. Рынок

    — совокупность существующих или потенциальных покупателей товара; это система экономических отношений купли-продажи товаров в рамках ,которых формируется спрос, предложение и цена товара. Исторически можно выделить два типа рынка:

    — рынок продавца, который характеризуется дефицитом товаров, отсутствием свободы выбора для покупателей, основной проблемой которых является покупка товара, которая может быть осуществлена только на условиях, диктуемых продавцом;

    — рынок покупателя, который определяется избытком товаров, наличием возможности выбора, при этом основная задача продавца — продать товар.

    Рынки состоят из множества рыночных сегментов — групп потребителей, имеющих сходные нужды и интересы. Фирма сосредотачивает свою деятельность на значимых для нее (целевых) рынках. Эти рынки представляют собой конкретную группу потребителей, на которых ориентируется фирма при производстве и продаже своих товаров.

    «Комплекс маркетинга» состоит из четырех элементов:

    • товар (product)
    • цена (price)
    • продвижение (promotion)
    • место (place) — как размещается товар на рынке. (Комментарий разработчиков)

    Эти элементы известны под названием «четыре пи = 4π».

    Первоначальной задачей маркетолога является выявление тех товаров и услуг, которые привлекут потребителей(определить перспективный товар). После принятия решения о том, какие товары производить, производитель должен определить какую цену установить на этот товар. Затем определяются места продаж, каналы сбыта, система транспортировки, партнерские торговые организации. Продвижение товара включает рекламу, личную продажу, формирование благоприятного общественного мнения и другие приемы стимулирования сбыта.

    Планирование маркетинга подразумевает исследование рыночных возможностей фирмы, максимально эффективное распределение ресурсов и прогноз конечных результатов ее деятельности.

    Основные этапы процесса планирования маркетинга:

    1. Анализ внешней среды
    2. Определение целей.
    3. Оценка внутренних ресурсов.
    4. Выработка стратегии.

    Понятие «внешняя среда» включает экономические, социальные и культурные факторы, технологию, конкуренцию, правовой климат и природную среду. Иными словами, это анализ и учет факторов, на которые предприятие влиять не может, а должно приспосабливаться к ним.

    Целью маркетинга является увеличение объема продаж соответствующей продукции. Маркетинг ориентирован на увеличение рыночной доли фирмы — части общего объема продаж какого-либо товара, приходящейся на данную фирму. Для осуществления своей деятельности фирме требуются различные ресурсы: финансовые, производственные, трудовые. От них зависят издержки производства. Изучив эти три фактора, фирма может выработать маркетинговую стратегию. Эта стратегия должна соответствовать целям организации. Чтобы повысить эффективность маркетинговой деятельности, фирма проводит маркетинговые исследования. Они представляют собой сбор, обработку и анализ информации или данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетингового решения.

    Процесс маркетингового исследования включает пять основных этапов:

    1. Выявление проблемы и формулирование целей маркетингового исследования.
    2. Отбор источников информации.
    3. Сбор исходных данных (информации).
    4. Анализ полученной информации.
    5. Представление проанализированных данных, выработка рекомендаций.

    Например, рассмотрим ситуацию, когда предприниматель собирается провести маркетинговое исследование, касающееся производства и реализации канцелярских товаров.

    Проводя маркетинговое исследование, он должен исследовать информацию о рынке, ответить на вопросы: кто будет покупать его товары, в каком количестве их следует производить, по какой цене их предлагать; он должен принять решение о внешнем виде своего товара, о его упаковке, моделях. Также он должен изучить возможности своего производства, изучить конкурентов: кто является конкурентами в данной отрасли, каковы их сильные и слабые стороны, изучить каналы продвижения товара.

    Маркетинг и поведение покупателей.

    Исследование потребителей позволяет определить весь комплекс побудительных мотивов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров. Основными объектами являются: отдельно взятые потребители, семьи, юридические лица. Основными результатами являются типология потребителей, моделирование их поведения на рынке и прогноз спроса.

    Изучение потребителей и их спроса является важным компонентом маркетингового исследования. Количество продукции или услуг, произведенных или реализованных предприятием, определяется спросом на них и предложением.

    Главные составляющие спроса:

    1. Наличие потенциальных покупателей.
    2. Их желание приобрести конкретный товар.
    3. Их возможность приобрести конкретный товар, продукцию.

    На поведение потребителей влияют ряд факторов:

    — культурные факторы: культура, субкультура и социальные нормы; — социальные факторы: референтные группы, семья, роли и статусы; — личные факторы: возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни, тип личности и представление о самом себе; — психологические факторы: мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения.

    А. Маслоу расположил человеческие потребности в порядке иерархической значимости. На самом низшем уровне он расположил физиологические потребности (голод, жажда); на втором уровне — потребности самосохранения (безопасность, защищенность); на третьем — социальные потребности (чувства духовной близости, любовь); на четвертом — потребности в уважении (самоуважение, признание, статус); на самом высоком уровне — потребности в самоутверждении (саморазвитие, самореализация). В первую очередь человек стремиться удовлетворить физиологические потребности. Как только ему это удается, появляется побуждение к удовлетворению следующего уровня потребностей, и т.д.

    Потребителей можно разделить на пять групп, которые по разному реагируют на введение новых товаров:

    1. Суперноваторы. Они составляют около 2,5% всех потребителей. Это люди с высоким социальным статусом, живущие в городе, склонные к новизне и риску.
    2. Новаторы. Они составляют примерно 13,5% от общего числа потребителей. Они характеризуются примерно тем же, чем и суперноваторы, только более осторожны в своих действиях.
    1. Обыкновенные потребители. Эта категория составляет примерно 34% емкости рынка. Большинство из этих людей проживают в сельской местности и в небольших городах. Они основательны и стараются не рисковать.
    2. Консерваторы. Их численность также составляет примерно 34% от всех потребителей. Они не одобряют всяких новшеств, но подражают обыкновенным потребителям. Среди них много пожилых людей, лиц с низкими доходами, занятых мало престижной деятельностью.
    3. Суперконсерваторы. Они составляют около 16% от всех потребителей. Эти люди принадлежат к различным слоям общества, лишены эстетического чутья, воображения, сохраняют привычки молодости и склонности по отношению к товарам.

    Первые три группы (примерно 50%) обеспечивают приобретение 90% всех новых товаров.

    Группы покупателей:

    . Сегментирование рынка.

    Сегментация рынка


    это процесс разделения рынка на отдельные части (сегменты), отличающиеся друг от друга разными возможностями сбыта продукции для производителя, то есть разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых требуются отдельные виды товаров.
    Таким образом, сегментация — это деятельность, направленная на разделение рынка на сегменты, различающиеся своими требованиями по отношению к товару или реакцией на различные виды деятельности на рынке (реклама, методы сбыта).

    В основе рыночной сегментации лежат два момента:

    1. Признание неоднородной природы товарного рынка.
    2. Дифференциация, или разделение продукции и методов ее сбыта.

    Покупатели по разному используют товары, поэтому необходимо изучение их мотивационных мотивов. Это помогает при выборе маркетинговой стратегии.

    Фирмы используют различные маркетинговые стратегии.

    1. Если фирма не планирует развитие, не ставит себе целью захват новых рынков, выпуск нового ассортимента продукции, то в этом случае применяется недифференцированный маркетинг.
    2. Если фирма хочет захватить для своих товаров несколько сегментов рынка, она должна сконцентрировать свои усилия на исследовании этих сегментов и для каждого сегмента выпускать соответствующий товар. В этой ситуации применяется концентрированный маркетинг.
    3. Фирма, планирующая свое значительное развитие, ставящая цель захватить весь рынок соответствующего ассортимента товаров, применяет дифференцированный маркетинг.
    4. Фирма использует потребительский маркетинг, когда хочет укрепить взаимоотношения с определенным типом потребителей. В этом случае фирма рассматривает таких потребителей как отдельный потребительский сегмент.

    При формировании сегмента рынка используют следующие признаки:

    1. Различия между потребителями, позволяющие объединить их в сегменты.
    2. Сходство между потребителями, формирующие устойчивость предпочтений данной группы потребителей к данному товару.
    3. Наличие показателей, позволяющих измерить характеристики и требования потребителей и определить емкость рынка.
    4. Достаточность объема продаж для обеспечения комплексных расходов и получения прибыли.
    5. Доступность сегмента для предприятий, то есть наличие каналов сбыта и транспортировки.

    Сегмент рынка создается в следующей последовательности: анализ требований покупателей относительно товаров фирмы; формирование группы потребителей со сходными требованиями к определенному товару; изучение производства данного товара и возможности изменения технологии, позволяющей производить товар, удовлетворяющий требованиям соответствующих групп покупателей; оценка конкурентоспособных товаров; определение экономической эффективности создания рыночного сегмента; разработка маркетинговой программы сегмента рынка.

    Сегментирование рынка проводят по следующим принципам: демографический (возраст, пол, покупательная способность, профессия, образование, раса и национальность), географический (регионы мира, страны, регионы страны, штаты, округа, города, кварталы, климат, местность, плотность населения, плотность рынка), поведенческий (объем потребления, тип потребления, приверженность к товарной марке, ожидаемые выгоды), психографический (социальный класс, личностные характеристики, образ жизни).

    Позиционирование товара на рынке


    это обеспечение товару не вызывающего сомнений, четко отличного от других, желательного места на рынке и в сознании целевых потребителей (Ф. Котлер).
    Любой товар обладает множеством свойств. Принцип позиционирования подразумевает выявление самых важных свойств товара для потребителей (например, низкая цена, эффективность использования). В процессе анализа свойств товара выявляются предпочтения потребителей относительно товаров. Таким образом выбирается наиболее предпочтительный товар.

    Закрепление материала.

    1.Прочитай внимательно два следующих слайда и выбери ту фирму, которая, по-твоему, ведет себя экономически грамотно.

    Фирма А.

    Закупив необходимые сырье и материалы, налаживает производство товара. … делает рекламу своему товару , пытается его продать.

    Фирма Б.

    Сначала определяет потребность в товаре, …потом производит товар и продает его.

    Какую фирму ты выбрал?

    Фирму А Фирму Б

    1. Назовите человеческие потребности в порядке иерархической значимости по А.Маслоу.
    2. Назовите принципы сегментирования рынка.
    3. Каковы элементы « четыре пи» ?

    Домашнее задание
    .
    Разработайте для вашей продукции товарный знак, этикетку и упаковку.

    Для этого используйте свой опыт как потребителей и следующую информацию.

    Этикетка может содержать:

    • Описание товара
    • Кто, где и когда сделал
    • Содержимое упаковки
    • Порядок его использования
    • Техника безопасности при работе с ним
    • Объем или вес
    • Срок годности
    • Питательная ценность
    • Сорт
    • Пожелания
    • И т. д.

    Основы маркетинга; 10-11 класс

    Основы маркетинга; 10-11 класс

    Цель

    – сформировать у учащихся представление о назначении маркетинга в современной жизни.
    Задачи:Образовательная
    – сформировать условия для усвоения учащимися знаний о целях маркетинга, как со стороны предпринимателей, так и со стороны потребителей.
    Развивающая
    – способствовать развитию логического мышления учащихся, речевых навыков, умения работать в группе.
    Воспитательная
    – способствовать формированию у учащихся стремления к взаимодействию друг с другом, сплочение классного коллектива.
    Используемое оборудование:
    проектор, экран, ноутбук, презентация, доска, раздаточный материал для учеников – лист с конспектом урока для каждого учащегося, 4 коробки с заданием, набор цветных карточек.
    Используемые методы:
    лекция, беседа, работа в группах, дискуссия.
    Структура урока:
    1. Организационно-мотивационный момент 3 минуты 2. Изучение нового материала 35 минут А. Определение маркетинга 5 минут Б. Способы продвижения товара и услуг в маркетинге 5 минут В. Ценовые сегменты рынка 24 минуты 3. Закрепление пройденной темы 5 минут 4. Домашнее задание и выставление оценок. 3 минуты
    Ход урока1. Организационно-мотивационный момент.
    Учитель распределяет учеников на 4 группы. Они садятся за сдвинутые заранее столы, на которых находятся раздаточный материал и по одной коробке с заданием на группу.
    2. Изучение нового материала.
    Постановка цели: Целью нашего урока является узнать, какую пользу нам может принести маркетинг, как с позиции возможных предпринимателей, так и с позиции обычных потребителей товаров и услуг. В конце урока мы обязательно ответим на этот вопрос и сделаем выводы. Но сначала нам необходимо понять, а что это такое – маркетинг.
    А. Определение маркетинга.
    Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос, что такое маркетинг. Варианты ответа он записывает на доске. Из этих ответов учитель вместе с учениками составляет определение маркетинга, после чего ученики записывают данное определение в тетрадь. Давайте узнаем, что Вы понимаете под словом «Маркетинг». Прошу выйти к доске одного человека, чтобы записывать Ваши ассоциации. Итак: 1. Чем занимаются представители таких профессий как маркетолог и PR-менеджер? 2. У Вас есть знакомые, работающие в сфере маркетинга? 3. А теперь какие слова у Вас ассоциируются со словом «Маркетинг»? Сейчас наша задача, опираясь на наши ассоциации, составить определение термину «маркетинг».
    Маркетинг – это стратегия реализации товаров и услуг.Б. Способы продвижения товаров и услуг в маркетинге.
    Учитель показывает учащимся слайд «Три основных составляющих маркетинга» и просит их переписать их в тетради. «Как Вы видите, второй составляющей маркетинга является продвижение товара или услуги. Сейчас я раздам Вам список, в котором перечислены основные методы продвижения товаров и услуг. Теперь задание: обсудите в группах эти методы и выберите три из них, которые на Ваш взгляд наиболее эффективные. На обсуждение дается 2 минуты. Затем каждая группа озвучит результат и пояснит свой выбор».
    Полный текст материала Основы маркетинга; 10-11 класс смотрите в скачиваемом файле
    . На странице приведен фрагмент.

    Автор: Кокоулина Наталья Валерьевна → kokoulinanv 04.09.2014 1 9675 1264 Комментировать

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Вход | Регистрация

    Есть мнение? Оставьте комментарий

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: