История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.
Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.
Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.
История промысла
Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.
Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.
Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.
Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Зоюшка_МАРИ
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Богородская игрушка: история создания + Мое новое ВИДЕО для вас!
БОГОРОДСКАЯ
ИГРУШКА
Дорогие друзья, всем Здравствуйте!))) Решила сделать в своем Дневнике серию постов «НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЛЫ»… В каждом из постов я хочу кратко рассказать о каком-то определенном виде народного промысла и предложить вашему вниманию свои небольшие ролики, наглядно демонстрирующие красоту и самобытность этих видов народного творчества… Начну с «БОГОРОДСКОЙ ИГРУШКИ»…
Предлагаю не полениться и открыть весь пост, нажав на кнопку «Далее» Очень надеюсь, что вам будет интересен данный материал, (тем более, займет он совсем немного времени)
Столица Богородской игрушки
«Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. В XV веке селом владел известный московский боярин М.Б. Плещеев, после смерти которого, село вместе с крестьянами перешло по наследству его старшему сыну Андрею, а затем внуку Федору.
С 1595 года село Богородское становится собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне – монастырскими крепостными. Именно крестьяне заложили в XVI-XVII веках основы резьбы по дереву, прославившей село Богородское (нынешнюю «столицу игрушечного царства») — на весь мир.
Предание села Богородское
Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку, положившую начало народному художественному промыслу, жители села Богородское уже не помнят, но более 300 лет из уст в уста передаются об этом событии интересное предание.
Это предание гласит: «Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек – вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аука». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «борогодскими».
Особенности «богородского стиля» игрушки
Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы», которой уже более 300 лет. Искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки.
«Долгожителем» считается и игрушка «Курочки», которой забавлялись ребятишки еще во времена Александра Сергеевича Пушкина.
Сюжеты первых богородских игрушек резчики брали из крестьянской жизни и народных сказок, основными героями которых были работящий мужик, да простоватый доверчивый медведь, домашние животные и птицы.
. Современные мастера резьбы по дереву до сих пор сохраняют традиции «богородского стиля» деревянной движущейся игрушки, который стал неотъемлемой частью русской культуры. Богородские игрушки современных мастеров неоднократно награждались золотыми медалями на выставках в Брюсселе, Нью-Йорке и Париже. ВИДЕО (мое) : (Звучит задорная русская-народная мелодия) *** Щелкнуть по картинке и развернуть на весь экран Моя станница на Ютубе: МАРИ_М_Marianna
дневникЗоюшка МАРИ
Виды богородских игрушек
Богородские деревянные игрушки были двух видов:
Скульптурная игрушка
Подвижная игрушка
Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.
Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.
Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:
Кузнецы, закрепленные на плашках;
Пляшущий мужичок с пружиной внутри;
Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.
Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, чистящие ковры, футболисты и т.д.
Презентация «Богородская игрушка 2»
История богородской игрушки
Богородская фабрика игрушек
На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское — родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.
Богородское — село старинное. В середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву.
Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице — Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.
Уже в XV — XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.
В Сергиевом Посаде существует предание о том, как в середине XVIII века один житель посада вырезал из липового чурака куклу размером в 9 вершков (40 см) и продал ее купцу Ерофееву, торговавшему у Лавры.
Тот поставил ее как украшение в лавке. Игрушка тут же была куплена с большой выгодой для купца. После этого Ерофеев заказал целую партию таких игрушек. Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности. Они резали из липы фигурки животных и людей, из народной жизни, басен и сказок.
И.Стулов
«Маша и медведь».
1948 год
И.Стулов
«Царь Додон и Звездочет».
1944 год
Существует и такая легенда богородской игрушки . Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку.
Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.
А.Зинин. «Чудо-Юдо Рыба-Кит». 1947 год
Для большей выразительности образа мастер избегает излишней деталировки, стремится к простоте и обобщенности.
Е.Рачев
«Мужик и коза».
Начало 1900-х
Н.Максимов
«Царь Додон и Звездочет».
1950 год
Богородские изделия интересны не только резьбой, но и оригинальной конструкцией. Одни из них укреплены на движущихся планках («Кузнецы», «Солдаты на разводе»), другие стоят на тумбочке со спиральной пружиной внутри («Лыжники», «Как яблоньку сажают»).
Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.
Игрушке «Кузнецы» более 300 лет. «Кузнецы» стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.
Раздается громкий звук-
Кузнецы стучат ТУК-ТУК!Пусть под звуки перестукаПрочь уйдутПечаль и скука!
Веселый звук-
Молоточков стук!Под веселый перестукДаже кошка мышке друг!От рассвета до закатаМолотком стучат ребята.Мы с медведемМожем смелоЗа любоебраться дело!Что за шум?Что за гром?Это мышьСтучит с котом!Вот какойВеселый звук-МолоточковПерестук .
Богородские изделия бывают некрашеные, сохраняющие природный цвет дерева, и реже — расписные.
Ф.Ерошкин.
«Как мыши кота хоронили»(фрагмент)Конец XIX века
Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности. Они резали из липы фигурки животных и людей, из народной жизни, басен и сказок.
Перед тем как попасть на прилавок магазина, игрушка проходит долгий путь. Начинается он с хорошо просушенного бревна липы, дерева мягкого, податливого в обработке. Изделия бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще — детали будущих игрушек вытачивают на станке, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком.
А вот ручная работа гораздо сложней. Резчики обрабатывают липовые “чураки” самостоятельно. Пусть дерево мягкое, но большинство мастеров на фабрике — женщины. Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону. Потом начинается обработка инструментами — стамесками и богородскими ножами с очень острыми лезвиями. Так что порезы для мастеров — дело привычное: заклеят пластырем ранку — и снова за работу. Надо норму вырабатывать, в месяц каждый резчик должен сдать 120 — 130 изделий.
Мастерам удалось создать классический по выразительности образ русской игрушки. И не случайно Огюст Роден — выдающийся скульптор Франции при встрече с русскими художниками в 1910 году, взяв игрушку «Кузнецы», сказал: «Народ, который создал эту игрушку,- великий народ».
назад
Все игрушки делаются из липы, которое просушивается около четырех лет . Дерево мягкое и с ним легко работать.
Заготовки размечаются по лекалам, и вырезаются богородским ножом и стамеской. У опытного мастера на одно изделие уходит около 15 минут. Большинство мастеров на фабрике — женщины, не смотря на то, что работа трудная, требующая выносливости и постоянных физических усилий.
А так вырезается авторская работа.
Следующий этап — сборка игрушки.
Самый красочный и заключительный этап — раскраска.
Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов,но и за рубежом.
Далеко за пределами Московской области известны православные мастера — чудодеи Н. И. Максимов, В. В. Юров, С. Бадаев, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А. Рыжов, И. К. Стулов и другие. Богородские мастера-художники — участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, композиция «Как мыши кота хоронили» — в музее народного искусства, игрушка «Кавалер и дама», «Царь Додон и звездочка» — в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.
Использованы работы художника Паутова.
Ресурсы интернета:
https://zolotoe-koltso.ru/goroda_new/sergievposad/sergievposad_promysly_bogorodskaya.php
https://treeland.ru/article/eko/needlework/bogorodckaa_igru6ka.htm
https://liveinternet.ru/users/ohod/post115122250/
https://demiart.ru/forum/journal.php?user=104589&comm=117578
https://artrusse.ca/russian/bogorodskoe_rus.htm
https://artrusse.ca/russian/bogorodskoe_rus.htm
Технология изготовления
Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.
Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на чурки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.
Чурки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.
При отборе чурок старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.
Роспись богородской игрушки
(Цветные (росписные) богородские игрушки)
После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.
Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.