Грибоедов А.С. «Горе от ума» Повторительно-обобщающий урок по комедии. — презентация


Конспект урока «Горе от ума» по литературе для 9 класса

Конспект учебного занятия по литературе

на основе технологии проблемно-диалогического обучения.

Тема

: Особенности композиции комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

(9 класс).

Цели:

  • совершенствование навыка анализа текста;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • воспитание активной личности.

Задачи:

  1. Образовательные
  • формировать умение применять на практике знания теории литературы;
  • развивать навыки рассуждения, способность воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  1. Развивающие:
  • развивать представление об основных родах литературы, понятие о сюжете и композиции;
  • развивать критическое мышление;
  • развивать внимание;
  • формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные);
  • развивать творческие, речевые способности учащихся;
  • развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развивать умение формулировать проблему;
  1. Воспитательные:
  • научить взаимодействовать учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу;
  • воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить понимать искусство;
  • формировать коммуникативные УУД.

Метод ПДО

выбран неслучайно. Он помогает учащимся не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнёра, воображение).

План этапов урока

(комментарий к речевому поведению учителя даётся курсивом)
:

  1. Введение материала. Подводящие к теме задания.
  1. Восстановите из рассыпанных предложений текст анекдота из сборника «Музыканты смеются». Что помогло вам сделать это правильно? (Знание композиции текста повествования)

Он попросил извозчика быстрее ехать к театру.

«Вы шутите?» —

«Десять франков».

ответил Паганини.

Паганини опаздывал на концерт.

спросил он у извозчика.

«И не думаю. Возьмёте же вы по десять франков с каждого, кто будет слушать сегодня вашу игру на одной струне!»

«Сколько следует заплатить вам?»

«Хорошо, я заплачу вам десять франков только в том случае, если вы довезёте меня до театра на одном колесе».

Ответ.

Паганини опаздывал на концерт. Он попросил извозчика быстрее ехать к театру. «Сколько следует заплатить вам?» — спросил он у извозчика. — « Десять франков».- «Вы шутите?» — «И не думаю. Возьмёте же вы по десять франков с каждого, кто будет слушать сегодня вашу игру на одной струне!» — «Хорошо, я заплачу вам десять франков только в том случае, если вы довезёте меня до театра на одном колесе», — ответил Паганини.

  1. Дайте определение композиции. Чей ответ точнее и почему?
  2. Подберите синонимы к слову «своеобразный». Кто больше?
  3. – С учётом опорных слов «композиция» и «своеобразие» сформулируйте тему урока по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» самостоятельно.

Актуализация знаний.

К какому роду, жанру можно отнести литературное произведение «Горе от ума»?

-В какое время написана комедия?

— Каких правил придерживались писатели-классицисты, создавая драму?

Определение проблемной ситуации.

Перу известного русского критика 19 века В. Г. Белинского принадлежит высказывание: «В комедии «Горе от ума» Грибоедов отверг весь скрытый механизм старинной драмы».

— Какой у вас возникает вопрос? Что нам сегодня предстоит выяснить? (Отступил ли Грибоедов от правила «трёх единств»?)

Побуждение к выдвижению гипотез

— Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

( 1 версия — Грибоедов следовал классическим образцам; 2 версия – Грибоедов – новатор)

Побуждение к проверке гипотезы

-Как можно проверить эту гипотезу? (Пересмотреть комедию, выяснить, соблюдал ли Грибоедов в своей пьесе единство места, времени, действия.)

Поиск решения.

Открытие нового знания.

Сообщения учащихся о спорах в русской критике начала 19 века (Дмитриев, Катенин, Вяземский, Кюхельбекер, Гончаров) относительно композиции комедии.

Проверка гипотез учениками.

Работа в группах.

— Определите опорные точки композиции пьесы. Соотнесите их с элементами композиции (завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой).

  1. Воспроизведение. Выражение решения

    . Отчёты групп.

Общая беседа.

-С чего начинается пьеса и чем заканчивается? Как называется такой композиционный приём? (Повтор) В чём его смысл?

— Какую парадигму заимствовал Грибоедов у писателей-романтиков в расстановке образов? (Герой – толпа) На каком литературном приёме она основывается? (Антитеза)

— Одинок ли Чацкий? Назовите Чацких наших дней.

-Какова идея пьесы «Горе от ума»? Как композиция служит раскрытию идеи произведения?

Реализация и представление продукта.

— Используя новые знания, составьте схему, напишите рассказ, афоризм, выполните рисунок на тему сегодняшнего урока (1 творческую работу на выбор).

Оформление доски:

Примерная схема анализа композиции:

  1. Род, жанр произведения, его законы.
  2. Опорные точки композиции.
  3. Действие композиционных приёмов (повтор, противопоставление).
  4. Система образов.
  5. Количество сюжетных линий, точки их пересечения.
  6. Содержательный и эстетический смысл композиции сюжета.

III. Итог урока. Рефлексия.

— Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

– Чьи версии подтвердились?

– Как оцениваете свою работу?

Технологическая карта урока
Предмет:
литература
Класс:
9
Тип урока:
изучение нового материала

Тема

Особенности композиции комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Цель совершенствование навыка анализа текста
Задачи Образовательные:
  • формировать умение применять на практике знания теории литературы;
  • развивать навыки рассуждения, способность воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие:

  • развивать представление об основных родах литературы, понятие о сюжете и композиции;
  • развивать критическое мышление;
  • развивать внимание;
  • формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные);
  • развивать творческие, речевые способности учащихся;
  • развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развивать умение формулировать проблему;

Воспитательные:

  • научить взаимодействовать учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу;
  • воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить понимать искусство;
  • формировать коммуникативные УУД.
УУД ЛичностныеУУД:

— формирование положительной учебной мотивации, понимание смысла учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

— формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

— учиться высказывать своё предположение;

— определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.

Познавательные УУД:

-умение преобразовывать, использовать и воспроизводить информацию, наблюдать и делать выводы.

Основные понятия Драма, комедия, композиция, опорные точки композиции, действие, сюжет, конфликт, антитеза, повтор, система персонажей, герой.
Межпредметные связи Литература, русский язык, мировая художественная культура.
Формы работы на уроке (Ф)-

фронтальная,
(И)
– индивидуальная,
(П)
– парная,
( Г)
– групповая

Технология Технология проблемного диалога.

Дидактическая
структураурока

Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланирован ных результатов Планируемые результаты
Предмет ные УУД
Орг. момент

Время: 3 мин

погружение в учебную ситуацию мотивация учащихся, разъяснение целей и задач урока, вводное слово Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование)

Введение материала

Время:8мин. Этапы:

Подводящие к теме задания

Актуализация знаний

чтение рассыпанных предложений, составление из них связного текста,

подбор синонимов

повторение изученного

проверка правильности выполнения заданий,

коррекция ответов учащихся

направление хода обсуждения,

(П)
Восстановите из рассыпанных предложений текст анекдота из сборника «Музыканты смеются». Что помогло вам сделать это правильно?
-Дайте определение композиции. Чей ответ точнее и почему?

-Подберите синонимы к слову «своеобразный». Кто больше?

(Ф)

— К какому роду, жанру можно отнести литературное произведение «Горе от ума»?

-В какое время написана комедия?

— Каких правил придерживались писатели-классицисты, создавая драму?

Умение строить текст-повествование по опорным точкам композиции.

Умение определять принадлежность произведения к роду, жанру.

Знать основные этапы жизни и творчества Грибоедова, наиболее важные сведения о классицизме.

Регулятивные (знать алгоритм (модель учебных действий при создании художественного текста).

Познавательные (умение выстраивать логическую цепочку рассуждения).

Коммуникативные (умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера).

Личностные (умение выражать собственное отношение к поставленной проблеме).

Создание проблемной ситуации

Время:

4 мин. Этапы:

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

ответы на вопросы учителя побуждающие вопросы Перу известного русского критика 19 века В. Г. Белинского принадлежит высказывание:

«В комедии «Горе от ума» Грибоедов отверг весь скрытый механизм старинной драмы».

— Какой у вас возникает вопрос? Что нам сегодня предстоит выяснить? (Отступил ли Грибоедов от правила «трёх единств»?)

— Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Уметь правильно и бегло читать вслух.

Уметь грамотно выражать собственное мнение.

Регулятивные (осмысленное действие).

Коммуникативные (контроль и оценка своих действий).

Личностные (способствовать гармоничному развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию).

Поиск решения

Время: 15 мин. Этапы:

Открытие нового знания

Проверка гипотез учениками

инд. сообщения уч-ся,

обсуждение проблемы в группах

организация прослушивания сообщения,

организация групповой работы,

консультирование учащихся, уточнение неясных моментов, помощь в преодолении затруднений

(И)

— Что вам известно о спорах относительно композиции комедии в русской критике начала 19 века (Дмитриев, Кюхельбекер, Гончаров).

(Г)

— Определите опорные точки композиции пьесы. Соотнесите их с элементами композиции (завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой). Не забывайте, что в комедии Грибоедова два конфликта, две сюжетные линии.

Укажите точки пересечения сюжетных линий.

Уметь готовить сообщение на заданную литературную тему (по одному источнику).

Знать оценку «Горя от ума» в критических статьях Дмитриева, Кюхельбекера, Гончарова.

Знать основные признаки понятия композиция.

Уметь выборочно читать, находить необходимый материал в тексте произведения.

Регулятивные (осмысленное действие).

Познавательные (работа с прослушанным и прочитанным текстом, наблюдение и умение делать самостоятельные выводы).

Коммуникативные (контроль, коррекция и оценка действий партнера).

Личностные (нравственно-моральное оценивание).

Воспроизведение

Время: 12 мин. Этапы:

Выражение решения

Общая беседа

Реализация и представление продукта

Отчёты групп-участников диалога

ответы на проблемные вопросы

выполнение творческого задания

коррекция ответов учащихся,

направление хода дискуссии,

инструктаж по выполнению творческого задания

(Г)

Поделитесь своими открытиями с другими группами.

(Ф)

-С чего начинается пьеса и чем заканчивается?

Как называется такой композиционный приём? (Повтор) В чём его смысл?

(И)

— Используя новые знания, составьте схему, напишите рассказ, афоризм, выполните рисунок на тему сегодняшнего урока. (Примерная схема анализа композиции прилагается).

Уметь создавать устные и письменные сочинения-рассуждения по изученному произведению. Регулятивные (осмысленное действие при речевом оформлении текста).

Познавательные (умение преобразовывать, использовать и воспроизводить информацию при выполнении творческой работы).

Коммуникативные (умение высказывать своё предположение, обосновывать его).

Личностные (смыслообразова

ние).

Итог урока.

Рефлексия Время: 3 мин.

Формулирование выводов по уроку, самоанализ деятельности Формулирование выводов по уроку, организация работы уч-ся по самоанализу деятельности (Ф)

— Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Чьи версии подтвердились?

Как оцениваете свою работу?

.

Знать особенности композиции изучаемого произведения. Регулятивные (речевое оформление).

Познавательные (анализ проделанной работы, полученных знаний и умений).

Коммуникативные (развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи). Личностные (осознание значимости урока, смыслообразование, духовно-нравственное оценивание).

Литература.

  1. А. С. Грибоедов в русской критике. М., 1958.
  2. Тынянов Ю. Н. Сюжет «Горя от ума»// Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1969.
  3. Асмолов А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли/ Под ред. А.Г. Асмолова, — М. Просвещение, 2008.
  4. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 1999. – С.127-160.
  5. Коровина В. Я. Литература. 9 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1.- М.: Просвещение, 2011
  6. Литература: Учимся понимать художественный текст: Задачник – практикум: 8-11 кл. / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая, С. А. Шаповал. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001. – С.172
  7. Нетрадиционные формы организации уроков русского языка и литературы/ Сост. Н. В. Беляева, Н. М. Лебедев.- Тверь, 1993.

Конспект урока по литературе в 9 классе на тему Биография А. С. Грибоедова

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»

(Личность и судьба А.С.Грибоедова)

Слайд 1 (тема)

Слайд 2 (эпиграф)

Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа.

В.Г.Белинский

Ход урока

I. Изучение нового материала. Просмотр презентации, сопровождаемый рассказом учителя и выступлениями учащихся.

Каждый из нас получает с рождения имя. В этом нет нашей заслуги. Но есть люди, про которых говорят: «Он сделал себе имя». Прозрением ученого. Кистью художника. Полководческой дерзостью. Бесстрашием землепроходца. Широтой государственного ума. Талантом писателя. Александр Сергеевич Грибоедов сделал себе имя. Немного найдется в истории нашего Отечества людей, о которых потомки могли бы с гордостью сказать: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…» Именно к таким людям принадлежал и Александр Сергеевич Грибоедов — писатель, дипломат, патриот. Сегодня на уроке перед нами пройдет жизнь этого замечательного человека. Постарайтесь понять его личность, внимательно проследить его судьбу и запомнить это имя, значимое не только для нашей культуры, но и для истории России.

Запись в тетрадях темы урока и эпиграфа:

«Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа». (В.Г.Белинский)

Как вы считаете, что же позволило критику дать такой отзыв о герое нашего сегодняшнего урока? Обратимся к страницам биографии А.С.Грибоедова.

Слайд 3 (детство)

Сообщение 1 ученика «Детство и юность А.С.Грибоедова»

Александр Сергеевич родился 4 (15) января 1794 года (менее достоверна дата 1795г.) в Москве в старинной и обеспеченной дворянской семье.

Из воспоминаний сестры Грибоедова:

«Отец наш был ничем не примечательный. Домом управляла мать — Настасья Федоровна, женщина крайне властная и резкая в обхождении. Она крепко любила сына, и сын платил ей такой же любовью; однако ее тяжелый характер нередко порождал между ними ссоры. Она никогда не понимала глубокого, сосредоточенного характера Александра и всегда желала для него только блеска и внешности».

В доме Грибоедовых часто бывали гости, устраивались домашние музыкальные вечера, детей нередко возили к родственникам — знатным вельможам, и мальчик имел возможность рано познакомиться с бытом и нравами московского дворянского общества.

С детства Грибоедов видел и жизнь крепостного народа — мать его была типичной жестокой барыней-помещицей (в годы его молодости в имении матери даже было крестьянское восстание, для подавления которого посылались войска).

Небольшой двухэтажный дом Грибоедовых находился в Москве, под Новинским — в районе дворянских особняков. Ежегодно на пасхальной неделе под Новинским и на Девичьем поле устраивались народные гулянья, смотреть которые выезжала и вся московская знать. На площади строились балаганы для кукольных представлений, ставили ларьки и палатки, где продавались всевозможные лакомства, устраивали качели, карусели. Грибоедовы с галереи своего дома чисто смотрели на такие гулянья.

Слайд 4 (способности)

Под руководством опытных гувернеров Грибоедов получил прекрасное домашнее воспитание и очень рано проявил замечательные способности.

В возрасте 7-8 лет был зачислен в Московский университетский Благородный пансион — одно из лучших в ту пору средних учебных заведений. Проявил удивительные способности к иностранным языкам: знал 5 европейских языков, и не просто знал, а читал! Серьезно занимался музыкой, историей, литературой.

Слайд 5 (университет)

В 1806 г. в возрасте 11 лет поступил в Московский университет, что даже в те времена было редким исключением. За 6 с половиной лет прошел курс трех факультетов: философский, естественно-математический и юридический. Изучал тюркские языки. Был душой всех кружков (драматического, философского…). Большие познания имел по естествознанию. Читал Радищева и Фонвизина. Обратился к литературному творчеству. Но все ранние произведения Грибоедова до нас не дошли. Написал три вальса.

«Чем больше имеешь знаний, тем лучше можешь служить Отечеству», — говорил Грибоедов.

Слайд 6 (война)

Но грянул 1812 год. Отечественная война 1812 г. прервала учебные и литературные занятия Грибоедова тогда, когда он готовился к экзаменам на получение ученой степени доктора наук. Патриотический подъем всецело захватил юношу. Горячий патриот, свободолюбивый семнадцатилетний юноша Грибоедов не мог остаться в стороне от великих событий. Он оставил университет, вступил добровольцем в дворянское ополчение и был зачислен корнетом в Московский гусарский полк (кавалерия). На акварели Д.Кардовского Грибоедов изображен в гусарском мундире. Участвовать в сражениях Грибоедову не пришлось, так как он служил в частях, расположенных в тылу. Военная служба расширила кругозор Грибоедова. Он поездил по России, передвигаясь с войсками из города в город, посмотрел людей, столкнулся с новой для него военной средой, приобрел новых товарищей, побывал среди участников многих битв, в том числе Бородинской, видел Москву в момент наступления Наполеона, наблюдал провинциальные города, наполненные спасавшимися от Наполеона москвичами, наблюдал ополченцев, новобранцев, волонтеров.

Слайд 7 (Бегичев)

Неизвестно, как сложилась бы судьба Грибоедова, если бы он не встретил на военной службе друга, влияние которого ощущал потом всю жизнь. Это был Степан Никитич Бегичев.

«Ты, мой друг, поселил в меня любовь к добру, я с тех пор начал дорожить честностью и всем, что составляет истинную красоту души,.. с тобой я становлюсь нравственно чище и добрее» (Грибоедов).

Бегичев заставил его всерьёз размышлять о крепостном праве, о современном состоянии России, об Отечественной войне.

В этот период Александр Сергеевич написал драму «1812 год» о забитом крестьянине, ставшем героем войны. Вернувшись с победой в Россию, опять стал крепостным. Но цензура не пропустила драму в печать, и она не вышла.

Сообщение 2 ученика «Жизнь А.С.Грибоедова в Петербурге»

Слайд 8 (коллегия)

Как только окончилась война, Грибоедов взял отпуск и приехал в Петербург, а в конце 1815 года вышел в отставку и был определён на службу в коллегию иностранных дел, чиновником в которой служил и Пушкин. Там и познакомились будущий великий поэт и будущий автор гениальной комедии. Они были молоды, увлечены весёлой столичной жизнью, влюблены в поэзию и театр.

С 1817 года Александр Сергеевич начал работать в Коллегии иностранных дел, а затем — дипломатическая служба в Персии.

Встречи с Пушкиным, Кюхельбекером, Рылеевым, А.Бестужевым в этот период не могли не наложить отпечаток на мысли и творчество Грибоедова.

Слайд 9 (театр)

В эти годы, как и большинство дворянской молодежи того времени, как и Пушкин, Грибоедов страстно увлекался театром. Он был знаком и дружен со многими выдающимися актерами того времени — драматическим актером Каратыгиным, знаменитой Семеновой, балеринами Телешовой, Истоминой (которой Пушкин посвятил в «Евгении Онегине» целую строфу), с музыкантами и композиторами. Для театра Грибоедов начал писать, еще будучи на военной службе.

Слайд 10 (драматурги)

Его комедии, которые в большинстве своем он писал совместно с другими драматургами (П.А.Катениным, А.А.Шаховским, Н.И.Хмельницким, А.А.Жандром), не были значительным явлением в русской драматургии, но в них уже чувствовалась талантливость молодого писателя.

Слайд 11 (декабристы)

Грибоедов в это время жил не только театральными и литературными интересами; как и большинство передовой молодежи, он близко принимал к сердцу и общественные противоречия своего времени. Современник Грибоедова — декабрист И.Д.Якушкин писал о том, что волновало тогдашнюю молодежь: «В беседах наших обыкновенно разговор был о положении в России. Тут разбирались главные язвы нашего отечества: закоснелость народа, крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами… повсеместное лихоимство, грабительство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще».

Эти годы были временем формирования декабризма как общественно-политического течения, уже тогда начали создаваться первые тайные общества, и Грибоедов был близок со многими оппозиционно настроенными людьми. Член тайного общества «Союз спасения» П.А.Катенин был его другом и соавтором по пьесе «Студент».

Сообщение 3 ученика «Жизнь А.С.Грибоедова на Кавказе»

Слайд 12 (начало дип. службы)

В 1818 году Грибоедову, выделявшемуся своими способностями и образованностью среди чиновников Коллегии иностранных дел, предложили поехать на дипломатическую службу в Персию (Иран). В Персии Грибоедов провел два с половиной года. За это время он хорошо изучил страну, ее культуру, язык, обычаи, быт и нравы народа, политическую и экономическую обстановку. С.Н.Бегичев писал: «…пребывание его в Персии и уединенная жизнь в Тебризе (Тавризе) сделали Грибоедову большую пользу. Сильная воля его укрепилась, всегдашнее любознание его не имело уже преграды и рассеяния. Он много читал по всем предметам наук и много учился. Способность его к изучению языков была необыкновенная: он узнал совершенно персидский язык, прочел всех персидских поэтов и сам мог писать стихи на этом языке…»

Слайд 13 (служба в Персии)

Грибоедов укрепил честь русского имени, подписав Туркманчайский договор о мире. В благодарность русский посланник единственный был удостоен чести сидеть в присутствии шаха, а русский государь жаловал ему 4 тысячи червонцев и Анну с бриллиантом.

Дипломатическая служба в Персии была тяжелой. За год Грибоедову удалось освободить 155 русских военнопленных солдат. Подношений он не брал и следил, чтобы никто не занимался этим. Поэтому начались недовольства среди сослуживцев.

Слайд 14 (Ермолов)

Грибоедов тосковал по родине, по друзьям и был очень рад, когда в конце 1825 года ему удалось выехать из Персии. Он был послан в Тифлис, к командующему русскими войсками на Кавказе генералу А.П.Ермолову, с донесением о положении дел в Персии и по его ходатайству был назначен к нему секретарем по иностранной части. Генерал Алексей Петрович Ермолов, прославленный герой Отечественной войны 1812 года, был очень популярен среди передовой, оппозиционной части русского офицерства; ему посвятили восторженные стихи декабристы Рылеев и Кюхельбекер. Существует предположение, что декабристы в случае успеха восстания хотели ввести его в состав временного правительства. Грибоедов и Ермолов уважали и ценили друг друга.

Генерал Ермолов выпросил у царя разрешение, чтобы Грибоедов служил при нем секретарем по иностранным делам. В 1825 году Грибоедов приехал в отпуск в Москву. Москва строилась быстро, но устои оставались старыми. Александр Сергеевич мечтал увидеть «Горе от ума» в печати и на сцене, но все хлопоты были безуспешны: цензура не разрешила. Комедия не увидела свет при Грибоедове. В октябре он выехал на Кавказ и должен был прибыть на службу к 1 января.

Слайд 15 (декабристы)

14 декабря на Сенатской площади произошло восстание, царь был уверен в участии Грибоедова в составлении плана переустройства России.

Ермолову был отдан приказ об аресте. Генерал встретил Грибоедова за городом, предупредил.

За 2 часа до ареста Грибоедов успел уничтожить все улики. Когда допрашивали Рылеева, то он сказал, что никак не мог привлекать Грибоедова. Декабрист А.Бестужев тоже отрекся от участия Грибоедова в тайном обществе.

Грибоедов был связан с декабристами, но вероятнее всего, не принадлежал к тайному обществу. В нем не было романтической пылкости его Чацкого. В победу декабристов он не верил, но идеям их сочувствовал.

Слайд 16 (Тифлис)

С городом Тифлисом связаны многие значительные события в жизни Грибоедова. Здесь он писал прославившую его комедию «Горе от ума», здесь он подружился на всю жизнь с поэтом-декабристом В.К.Кюхельбекером, также служившим у Ермолова. Кюхельбекер записал в своем дневнике: «…Грибоедов писал «Горе от ума» почти при мне, по крайней мере мне первому читал каждое отдельное явление непосредственно после того, как оно было написано».

Слайд 17 (князь Чавчавадзе)

В Тифлисе Грибоедов сблизился со многими выдающимися деятелями грузинской культуры, в том числе с князем А.Г.Чавчавадзе, на дочери которого впоследствии женился. Нужно сказать также, что Грибоедов много сделал для культурного развития Грузии (по его инициативе, например, была основана первая тифлисская газета).

Слайд 18 (Нина)

В доме князя Чавчавадзе состоялась встреча с 16-летней Ниной, дочерью князя, известного грузинского поэта. Ее женская прелесть не единственная награда природы. Кроткие глаза были умны, серьезны. Нина знала массу его стихов и вообще литературу. С веселым ужасом он ловил себя на том, что день ото дня влюбляется в Нину все больше и больше; он хотел бы быть отцом большого семейства. В этих мечтах Александр Сергеевич не видел ничего несбыточного. Но медовый месяц пролетел быстро. «Нина, ангел мой! Я чувствую, я знаю — мне не вернуться. Прошу тебя: не оставляй костей моих в Персии. Похорони меня в Тифлисе, в монастыре Давида. Прощай! Шесть букв приносят столько мук!» Больше Нина и Александр не встретились никогда.

Сообщение 4 ученика «Жизнь А.С.Грибоедова на Кавказе»

Слайд 19 (в Персии)

Генерал Паскевич высоко ценил Грибоедова не только как храброго офицера, но и как умного, тонкого дипломата, доверял ему, прислушивался к его советам. Немало усилий приложил Грибоедов, чтобы рассеять страх местного населения перед русскими войсками. «Одно строжайшее правосудие мирит покоренные народы со знаменами победителей», — писал он.

В военных действиях на Кавказе в это время принимали участие бывшие декабристы, в их числе Петр и Павел Бестужевы, Н. Раевский и др. Грибоедов сблизился с ними, ходатайствовал перед Паскевичем, а впоследствии и перед царем о переводе из Сибири на Кавказ А. Бестужева и А. Одоевского, о смягчении участи участников заговора.

Под натиском русских войск персы вынуждены были вступить в переговоры. С русской стороны переговоры вел Грибоедов. 22 февраля 1828 года в местечке Туркманчай был подписан выгодный для России мирный договор. Доставить его на подпись Николаю I Паскевич поручил Грибоедову. Петербург встретил выдающегося дипломата почестями: пушечный салют, аудиенция у царя, награждение чином статского советника, орденом и четырьмя тысячами червонцев и назначение на высокий пост полномочного министра (чрезвычайного посланника) в Персии. Однако царь не сомневался в причастности Грибоедова к событиям 14 декабря и не мог простить ему дерзкого заступничества за осужденных. Служба в Персии и была наиболее удобным способом упрятать подальше политически неблагонадежного человека.

Грибоедова глубоко огорчило новое назначение. Высокий ранг полномочного министра для него всего лишь «павлиное звание». Он тяготился государственной службой, мечтал о творчестве и независимой жизни. К тому же в апреле 1828 года началась война с Турцией. 6 июня с тяжелым чувством он покидал Петербург. Пушкин вспоминал: «Он был печален и имел странное предчувствие. Я было хотел его успокоить; он мне сказал: «Вы еще не знаете этих людей: вы увидите, что дело дойдет до ножей». Он полагал, что причиной кровопролития будет смерть шаха и междоусобица его семидесяти сыновей… Он погиб под кинжалами персиян жертвой невежества и вероломства».

Что же произошло в Тегеране? Русский посланник с первых дней приезда встал на защиту русских пленных. Их было немало в Персии, но обнаружить их было трудно: персы скрывали их, юношей продавали в рабство. Высокие сановники были раздражены действиями русского посла. Подстрекаемые английской агентурой, стремившейся к установлению политического влияния Англии, они искали повода для конфликта. Но посланник был сдержан, изысканно вежлив и не подавал повода для вражды. Благодаря усилиям русской миссии более 8 тысяч армянских семей вновь обрели родину. Недаром имя Грибоедова высоко чтут в Армении.

Слайд 20 (персы)

Наконец дела были закончены, миссия собиралась уезжать. Был назначен день отъезда, наняты мулы, укладывались вещи. В Тегеране должен был остаться лишь старший секретарь миссии в ожидании запоздалых царских подарков, с тем чтобы вручить их шаху. Неожиданный случай изменил ход событий. В русской мисси и попросили приюта трое армян, взятых в плен во время набега и насильно обращенных в мусульманство.

Фанатичное духовенство распространяло слухи, что поругана вера, что русские держат в заточении мусульман, и призывало к «священной войне». Накануне катастрофы Грибоедова предупреждали о готовящемся нападении, но он ответил, что никто не посмеет поднять руку на русского посла.

30 января 1829 года тысячная толпа, вооруженная кинжалами, палками, камнями, напала на русское посольство. Крыши были усеяны осаждавшими, градом сыпались камни. Грибоедов держался мужественно и хладнокровно. Но силы были слишком неравные. Все русское посольство — 37 человек — было растерзано. В живых осталось трое тяжелораненых. Трупы были выброшены во двор. Погибли рукописи Грибоедова, его дневники и письма, все документы миссии.

Слайд 21 (гибель)

Несколько дней буйствовала толпа. Когда русское правительство потребовало выдачи тела Грибоедова, его удалось опознать лишь по руке, простреленной на дуэли. Гроб с телом Грибоедова отправили в Россию. Медленно двигалась арба по непроезжим дорогам, недели складывались в месяцы. Лишь 1 мая гроб с останками Грибоедова пересек русскую границу.

Персидское правительство сделало все, чтобы исказить действительную картину события, русское — ничего, чтобы восстановить истину. Вина за катастрофу была возложена на самого Грибоедова.

Слайд 22 (алмаз)

Николай I благосклонно принял извинения и подарок иранского шаха — огромный бриллиант, некогда вывезенный из Индии. «Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское дело», — заявил русский император. Алмаз «Шах» поныне хранится в Алмазном фонде Кремля рядом с портретом А. С. Грибоедова.

«Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном», — писал Пушкин».

Слайд 23 (Нина)

Ей было 16, когда её назвали женой Грибоедова, ей не было и 18, когда она стала вдовой великого поэта России, так трепетно и безоглядно её любившего. И напоминание об этой любви — вальс Грибоедова, который он когда-то посвятил ей. Нина очень любила играть эту нежную мелодию. Её звуки — как слёзы о былом счастье, о несбывшихся мечтах.

Слайд 24 (Нина. Звучит вальс Грибоедова)

Слайды 25 (могила)

Слайд 26 (могила, слова)

Просьбу мужа Нина выполнила — похоронила его на Давидовой горе. Там же поставила памятник, выполненный скульптором С.Кампиони. Вдова искала слова, которые остались бы на мраморе вечно. Они пришли к ней ночью:

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя? Незабвенному его Нина».

II. Подведение итогов урока:

Слайд 27 (вопросы)

Сегодня на уроке перед вами прошла жизнь Александра Сергеевича Грибоедова.

  • Что особенно запомнилось, заставило задуматься, взволновало?
  • Согласны ли вы с Александром Сергеевичем Пушкиным в том, что Грибоедов был «человеком необыкновенным»?
  • Что же, на ваш взгляд, было необыкновенного в судьбе Грибоедова?

III. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру «Каким мне представляется А.С.Грибоедов?»

9

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: