«Ознакомление дошкольников с народно — прикладным творчеством»


Планирование в подготовительной к школе группе по теме «Народная культура и традиции»

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю –25.02.19. по 01.03.19.)

Группа:

Подготовительная группа №1 «Звёздочки»
Тема:
«
Народная культура и традиции
»

Цель:

закреплять знания о названии страны, в которой живут, о её природе, некоторых исторических событиях, культуре. Уточнить знания о таком понятии, как традиция, вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями. Продолжать знакомить с народными промыслами, обрядами, календарными праздниками, приметами, пословицами, поговорками, сказками, воспитывать интерес и любовь к народной культуре и традициям.

Итоговое мероприятие:

Выставка «»
Дата проведения итогового мероприятия:
в течение недели.

Ответственные за проведение итогового мероприятия:

воспитатели.

День недели Основная часть
Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6
Понедельник — 25.02.19.

ВторниВторник — 07.10.14.

Утро: Побеседовать с детьми о том, как они провели выходные дни, чем занимались, где отдыхали, что им больше всего запомнилось, понравилось?

Цель. Активизировать словарь, развивать речь, учить детей строить предложения.

Индивид. работа с Ромой, Всеволодом, Славой.

Цель: учить детей прописывать букву Ш в тетради с тонкой линией.

Трудовое поручение «Дежурство»

Привлечь Аню, Ярослава..

Цель: учить детей правильно накрывать на стол, воспитывать аккуратность.

Обеспечить необходимой

литературой, иллюстрациями о

народных традициях, культуре.

Цель: воспитывать интерес и любовь

к народной культуре и традициям.

НОД:

1.Познание ФЦКМ и РК.

Тема: «Культура и традиции русского народа»

2.Физическая культура.

П/С:

закреплять знания о названии страны, в которой живут, о её природе, некоторых исторических событиях, культуре. Уточнить знания о таком понятии, как традиция, вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями.

Конспект

П/С

: по плану физкультурного руководителя.

Прогулка
I:
Наблюдение за состоянием

природы.

Цели: учить видеть прекрасное,

Вспомнить народные приметы.

Подвижная игра

«Два Мороза».

Цель: продолжать учить бегать по сигналу, развивать ловкость.

«Замри»

Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать и замирать на месте.

Индивидуальная работа с Севой, Ангелиной: «Снежки».

Цель: развивать ловкость.

Элемент соревнования «Самый-самый»

Цель: поощрять детей в проявлении активности и самостоятельности в одевании

Обратить внимание на Славу, Вику И..

Трудовая деятельность

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Привлечь Ростю, Ярослава.

Обеспечить детей игровым материалом для развития двигательной активности (лопатки, ледянки).
После сна: Беседа «Быть здоровыми хотим!»

Цель: дать представление о значении водных процедур для здоровья человека, формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.

Дидактическая игра «Дорожные знаки» (Аня, Сева)

Цель: закрепить правила дорожного движения.

Воспитание культуры поведения во время полдника.

Цель: закреплять навыки быстрого и аккуратного приема пищи.

Способствовать физическому развитию детей через корригирующую гимнастику после сна.
3. Рисование по замыслу

Тема: «Царевна — лягушка»

П/С:

развивать творчество, воображение. Учить задумывать содержание своей картины по мотивам русской народной сказки. Формировать эстетическое отношение к окружающему. Закреплять навыки работы с карандашом, оформления изображения в цвете красками, способы получения новых оттенков.

Комарова №41 стр.66

Прогулка
II:
Наблюдение за погодой (вечером становится прохладно, быстро темнеет)

П/и «Веселые ребята»- развивать двигательную активность.

«Кто выше?», учить легко прыгать, играть, строго соблюдая правила.

Индивид.работа по развитию основных движений с Викой, Вячеславом — закреплять навыки ходьбы по узкой тропинке. Формирование КГН и навыков самообслуживания.

Игровая ситуация «Самостоятельно развешиваем вещи после прогулки»

Трудовая деятельность

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Привлечь Настю А., Аню.

Обеспечить детей игровым материалом для развития двигательной активности (лопатки, ледянки).
Вечер: Беседа: «Русские народные праздники»

Обобщить представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях нашего народа. Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры

Дидактическая игра «Выбери картинку» Среди различных сюжетных картинок выбрать те, которые относятся к празднованию Масленицы

Индивидуальная работа. Лепка «Человек в движении» с Севой, Славой: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Уметь создавать объемный образ в лепке. Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо»- закреплять культурно- гигиенические навыки. Создать условия и помочь организовать сюжетно-ролевую игру

«Дом»

Цель: закреплять у детей знания о домашних традициях, праздниках.

Работа с родителями: Индивидуальные беседы с родителями о самочувствии детей.
День недели Основная часть
Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6
Вторник — 26.02.19.

ВторниВторник — 07.10.14.

Утро: Беседа «Русские народные праздники»

Цель: обобщить представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях нашего народа. Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры.

Дид. игра «Угадай русскую народную сказку»

Цель: развитие наблюдательности, внимания и аналитических способностей.

Индивидуальная работа с Русланом, Викой И. Дидактическая игра по развитию речи

«

Составление рассказов по картинке «Кто живёт на дне морском».

Цель – создать условия для развития умения составлять рассказ по схеме.

Дежурство. Цель. Развивать умения Руслана, Полины включаться в трудовые связи со взрослыми. Воспитывать самостоятельность, формировать представления о рациональных способах выполнения посильных поручений. Обеспечить детей различными сюжетными картинками по тематике различных народных праздников.
НОД:

1.Развитие речи.

Тема:
Пересказ сказки «Лиса и козёл»
2.Лепка

«Браслет для мамы»

3.Физическая культура на прогулке.

П/С:

совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах»

В.В. Гербова, №6, стр. 75

П/С

: продолжать учить детей работать с глиной. Развивать творческие способности, воспитывать эстетический вкус.

Конспект

П/С

: по плану физкультурного руководителя.

Прогулка
I:
Наблюдение за деревьями.

Цель: развивать речь, наблюдательность.

Подвижная игра: «Ловишка с приседанием».

Цели: продолжать развивать двигательную активность детей;

приучать к самостоятельному выполнению правил.

«Самолеты»: развивать умение быстро действовать по сигналу, быстроту, внимание.

Инд. работа с подгруппой детей «По узенькой дорожке пройди, снежок не урони».

Учить ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Упражнение «Мой шкафчик».

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки, развивать умение быстро раздеваться, вешать одежду в определенном порядке, оценивать правильность своих действий.

Трудовая деятельность

Уборка снега на участке.

Цель: учить работать дружно, помогая друг другу.

Привлечь Ярослава, Аню.

Обеспечить детей игровым материалом для развития двигательной активности (лопатки, ледянки).
После сна: Минутка безопасности. Рассматривание плакатов «Осторожно! Скользко!»

Цель: закреплять навыки безопасного поведения. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными на улице зимой.

Дидактическая игра «Чей плавник? Чья голова? Чье туловище?»

Цель: закрепить знания об особенностях и разнообразии морских обитателей..

Привлечь Вику, Ростю, Настю.

Воспитание культуры поведения во время полдника.

Цель: закреплять навыки быстрого и аккуратного приема пищи.(Руслан, Роман)

Игровая деятельность детей. «Собери картинку». Цель. Упражнять детей в узнавании и назывании отдельных элементов. Развивать воображение, мелкую моторику, память, терпение.
4. ДОД.

ПДД.

П/С:

по плану руководителя.

Прогулка
II:
Наблюдение за зимними сумерками. Учить замечать смену суток.

Игры с выносным материалом.

Подвижная игра «Вороны».

Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения.

«Волк во рву». Учить детей перепрыгивать, развивать ловкость.

Индивидуальная работа с Викой П., Владом:

«Самый быстрый».

Цель: упражнять в беге, выполняя задания на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на бегу направления), в прыжках (подскок на двух ногах).

Игровая ситуация «Самосто-ятельно развешиваем вещи в шкафы после прогулки»

Цель: воспитывать аккуратность, самстоятельность.

Трудовая деятельность

Уборка снега на участке.

Цели: приучать трудиться на участке; формировать навыки совместного труда. Привлечь Севу, Славу, Румиля.

Обеспечить детей игровым материалом для развития двигательной активности (лопатки, ледянки).
Вечер: Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»

Цель: формировать интерес к художественной литературе и потребности в чтении.

Дидактическое упражнение. «Проведи матрёшку по дорожке». Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать мышление.

(Ева Б., Аня, Ростислав)

Д/и «Найди и назови»

развитие произвольного внимания, связной речи.

Воспитание культуры пове-дения во время ужина.

Цель: учить детей уступать друг другу место, мальчиков вежливо обращать с девочками. Обратить внимание на Ростю, Алексея.

Свободная деятельность: предложить детям рассмотреть иллюстрации по теме: «Русские народные костюмы». Предложить раскраски по тематике недели.
Работа с родителями: Ознакомить родителей с темой недели, информировать их об образовательных и воспитательных целях недели.
День недели Основная часть
Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6
Среда – 27.02.19. Утро: Чтение и обсуждение русских народных прибауток, закличек, небылиц.

Цель: развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно и заинтересовано слушать произведения.

Индивидуальная работа с Севой, Славой: самостоятельное рисование.

Цель: умение смешивать краски на палитре, добиваться нужного оттенка цвета.

Работа по воспитанию куль-туры поведения за столом в обед-закреплять знания детей о составлении меню на обед; учить запоминать, что в составе меню обеда бывает несколько блюд и напиток Настольно-печатные игры по выбору детей. «Найди такую же»; «Выложи из палочек по образцу»

Цель: учить детей самостоятельно организовывать игры данного вида, готовить место для игры, соблюдать правила.

НОД:

1.Познание (ФЭМП).

Тема: Занятие № 23 ч.1

2.Рисование.

Тема: «Конёк — горбунок»

П/С:

познакомить с образованием числа 18, учить писать число 18, упражнять в умении составлять число 8 из двух меньших, формулировать учебную задачу.

Е.В Колесникова, стр 71

П/С:

учить самостоятельно выбирать для изображения эпизоды сказки, добиваться более полного их отражения в рисунке. Развивать воображение и творчество.

Комарова №61 стр.79

Прогулка
I:
Наблюдение за деревьями и кустарниками. Цели: формировать представления о внешнем виде растений, особенности их строения.

Подвижная игра «Западня».

Цель: развивать быстроту движений, ловкость, бег, ходьбу по кругу.

«Два мороза»

Цель: развивать двигательную активность.

Индивидуальная работа с Ярославом, Полиной.

Развитие движений.

Цель: закреплять умения прыгать на одной ноге (правой и левой).

Формирование КГН и навы-ков самообслуживания – зак-реплять умение самостоятель-но складывать

Трудовая деятельность

Очистка участка младших дошкольников от снега.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту

Привлечь Аню, Еву Б.одежду.

Обеспечить детей игровым материалом для развития двигательной активности (лопатки, ледянки).
После сна: Чтение на выбор былин: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец

и Чудовище», «Про

Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

— Рассматривание иллюстраций к русским былинам

Цель: прививать любовь к русской народной культуре.

Дидактическая игра

«Составь узор»

Цель: развивать умение соблюдать правила игры, знания о народных промыслах.

Воспитание культуры пове-дения во время полдника — поощрять детей за самост. помощь своим товарищам в пододвигании стула (мальчи-ки для девочек), Внести картинки с изображением предметов русского быта.

Элементы русской народной росписи.

Цель: расширять знания о народной культуре.

НОД:

3.Музыка.

П/С:

по плану музыкального руководителя.

Прогулка
II:
Продолжать наблюдение за зимними сумерками. Провести сравнительный анализ утра и вечера.

П.и. «Совушка- сова». Развитие внимания, реакция на словесную команду и произвольной регуляции поведения.

«Свободное место». Развивать ловкость, быстроту, умение не сталкиваться.

Инд. работа с Ростей, Аней, Ярославом «Не сбей флажок»

Учить детей ходить «змейкой» м/у предметами, не сбивая их.

Игры с выносным материалом

Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимо-помощи при одевании – активизировать навыки самостоятельного застегивания пуговиц и завязывания шнурков. Трудовая деятельность

Очистка участка младших дошкольников от снега.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

Привлечь Руслана, Романа.

Обеспечить детей игровым материалом для развития двигательной активности (лопатки, ледянки).
Вечер: Чтение художественной литературы

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в пословицах, поговорках, закличках, сказах. Воспитывать любовь к русскому фольклору; слушать былины, сказы.

Индивидуальная работа (конструирование и ручной труд) с Ксюшей, Севой.

Цель – создать условия для закрепления навыка складывания и вырезывания из бумаги рыбок.

Ситуативный разговор о том, как содержать посуду в чистоте. Обеспечить детей атрибутами для сюжетно-ролевой игры.

Знакомство с историей возникновения самовара.

-С/р игра «Чаепитие у самовара».

Цель: закреплять умения развивать игру.

Работа с родителями: Беседа с родителями о безопасном поведении во время зимних игр.
День недели Основная часть
Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6
Четверг – 14.02.19. Утро: Беседа на тему «Какую одежду носили мужчины и женщины на Руси?»

Цель: расширять кругозор, воспитывать интерес к русской культуре и традициям.

Инд. работа с Евой К, Настей А.

Проблемная ситуация «Почему море солёное?» Цель: вспомнить историю появления морей, поразмышлять о воде и ее свойствах.

Игровое упражнение «Сервировка стола»

Цель: обращать внимание на красоту правильно сервированного стола

Подготовка к занятию.

Работа дежурных

Обогащение изобразительного уголка раскрасками с темой недели.

Цель: вызвать интерес к морю.

НОД:

1.Развитие речи.

Тема: «Звук и буква Ж»

2.ПИД

Тема: «Русские тряпичные куклы»

П/С:

формировать умения различать и правильно произносить звуки Ж, развивать речевую память и произносительные навыки; упражнять в анализе звукоряда; упражнять в делении слов на слоги; знакомство с буквой Ж.

«Грамотейка»

Конспект №22

П/С:

сформировать понятие русской народной тряпичной куклы. Познакомить с историей создания тряпичных кукол на Руси. Развивать художественные способности, воображение, воспитывать уважение к народной культуре.

Конспект

Прогулка
I:
Наблюдение за состоянием природы.

Цели: учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях; закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.

П/и.: «Мы весёлые ребята»

Цель: развивать двигательную активность, умение действовать по сигналу.

«Ловишки»: учить бегать по всему участку, быстро реагируя на сигнал воспитателя.

Индивидуальная работа

Ходьба на лыжах.

Цель: учить выполнять повороты на месте и в движении, подниматься на горку лесенкой и спускаться с нее в низкой стойке.

Привлечь Еву Б., Настю К.

Ситуативный разговор «Как правильно одеваться»

Цель: развивать умение замечать изменения в природе, как одеваться с изменением погоды.

Трудовая деятельность

Очистка участка младших дошкольников от снега.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

Привлечь Ярослава, Ростислава.

После сна: Чтение рассказа К.Д.

Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Рассматривание

иллюстраций и фотографий русского народного костюма

Цель: приобщать детей к народной культуре.

Индивидуальная работа над понятиями: дни недели, времена года, части суток с Севой, Славой, Ярославом. Поручение «Помоги убрать игрушки на место»- воспитывать трудолюбие, самостоятельность.

Привлечь Настю А., Славу.

Дидактические игры «Подбери словечко»

Цель: формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми.

3.Физическая культура П/С:

по плану физкультурного руководителя.

Прогулка
II:
Наблюдение за тополем.

Цель: формировать представления о зимнем тополе, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.

Подвижные игры

«Два мороза», «Кони».

Цели: учить выполнять характерные движения по содержанию игры;

развивать ловкость, быстроту.

Индивидуальная работа

«Кто дальше?».

Цель: упражнять в метании снежков правой и левой рукой в определенном направлении.

Привлечь подгруппу.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожки к дереву, украшение ее, утепление ствола у корней снежным покровом.

Цель: учить заботиться о растениях.

Привлечь Всеволода, Дашу, Алексея.

Обеспечить детей игровым материалом для развития двигательной активности (лопатки, ледянки).
Вечер: Чтение художественной литературы: на усмотрение воспитателя – развивать интерес к чтению произведений.

Беседа с детьми о правилах дорожного движения.

Цель: учить детей соблюдать ПДД.

Индивид.работа с Настей А., Полиной

Дид. игра «Чья это тень?».

Цель: учить детей классифицировать морских обитателей.

Работа в книжном уголке – привлечь Юлю, Настю К.– выбрать книги, требующие ремонта, воспитывать трудолюбие, бережное отношение. Игры в уголке: развивать самостоятельность в выборе игры, воспитывать дружелюбие, отзывчивость.
Работа с родителями: Инд. беседы с родителями о профилактике респираторных заболеваний
День недели Основная часть
Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6
Пятница — 15.02.19. Утро: Беседа по вопросам: «Как праздники встречали на Руси? Какие русские народные праздники вы знаете? Как готовились к встрече русских народных праздников?»

Цель: воспитывать интерес к культуре русского народа.

Индивид.работа с Ромой – «Составь рассказ»

Цель: Выявить умение составлять рассказы по сюжетным картинам.

Работа по воспитанию куль-туры поведения за столом во время завтрака — активизировать инициативу детей в сервировке стола. Привлечь дежурных Ростислава, Вику П. Самостоятельная деятельность детей. Цель: формировать навыки взаимоотношение в игре детей со сверстниками.
НОД:

1.Познание (ФЭМП)

Занятие № 23 ч.2

2.Музыка.

П/С:

учить воспроизводить количество предметов по названному числу, учить решать логическую задачу на установление закономерностей, закреплять знания о геометрических фигурах: вершины, стороны, углы, формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Е.В Колесникова, стр 72

П/С:

По плану музыкального руководителя.

Прогулка
I:
Наблюдение за повадками зимующих птиц у кормушек.

Цель: Развивать наблюдательские способности.

Ходьба на лыжах «Кто самый быстрый»

П.и. «Перелет птиц». Развивать ловкость, внимательность.

«Сокол и голуби». Развивать выдержку, умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием.

Инд. работа с подгруппой детей в ходьбе по снежному валу, в сохранении равновесия.

Игры с выносным материалом.

Формирование КГН и навыков самообслуживания.

Игровая ситуация «Расставляем сами ботинки на полку». Самостоятельное быстрое одевание.

Трудовая деятельность: подкормка птиц, наблюдение.

Цели: — развивать воображение;

воспитывать трудолюбие.

Привлечь Алексея, Аню.

Обеспечить детей кормом для птиц.

Цель: воспитывать у детей отзывчивость, желание помогать пернатым в трудное для них время.

После сна: Беседа о русских промыслах: Хохлома, Гжель, Жостово. Рассматривание

иллюстраций предметов русских промыслов. Составление русских узоров из мозаики. Отгадывание загадок о русских народных музыкальных инструментах.

Цель: воспитывать любовь к народной культуре.

Индивид.работа с Евой, Ярославом – «Составь рассказ по сюжетным картинам». Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании. Самостоятельные игры детей.

Цель: приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать игры роли, действия

Подвижная игра «Море волнуется». Развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.

Прогулка
II:
Наблюдение за снегопадом.

Цели: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

Подвижные игры

«Лиса в курятнике», «Самолеты».

Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м.

Привлечь Ксению, Еву К..

Игровая ситуация «Ставим обувь на место» Самостоятельное быстрое одевание.

Трудовая деятельность

Уборка участка от снега.

Цель: учить собирать снег на носилки, ссыпать в опреде­ленное место.

Привлечь Вику И., Славу.

Обеспечить детей кормом для птиц.

Цель: воспитывать у детей отзывчивость, желание помогать пернатым в трудное для них время.

Вечер: Работа по ОБЖ «Осторожно! Гололед!». Цель — создать условия для формирования знаний о безопасном поведении на улице во время гололеда, предупреждение падений, ушибов и

травм.

Безопасность

Закреплять в детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту. Об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Д.и. «Трудные слова». Цель: учить детей использовать в речи существительные в родительном падеже множественного числа. Привлечь детей к уборке в игровом уголке – закреплять навыки организованного поведения. Дидактические игры «Магазин овощей и фруктов», «Пазлы», «Найди отличия».

Цель: формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми.

Работа с родителями: Индивидуальные беседы с родителями о самочувствии, поведении детей.
Февраль. 4 неделя Тема: «Народная культура и традиции»
ФЦКМ

Тема: «Культура и традиции русского народа»

П/С:

закреплять знания о названии страны, в которой живут, о её природе, некоторых исторических событиях, культуре. Уточнить знания о таком понятии, как традиция, вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями.

Конспект

Познавательно- исследовательская деятельность

Тема: «Русские тряпичные куклы»

П/С:

сформировать понятие русской народной тряпичной куклы. Познакомить с историей создания тряпичных кукол на Руси. Развивать художественные способности, воображение, воспитывать уважение к народной культуре.

Конспект

ФЭМП

Тема: Занятие № 23 ч.1

П/С:

познакомить с образованием числа 18, учить писать число 18, упражнять в умении составлять число 8 из двух меньших, формулировать учебную задачу.

Е.В Колесникова, стр 71

ФЭМП

Тема: Занятие № 23 ч.2

П/С:

учить воспроизводить количество предметов по названному числу, учить решать логическую задачу на установление закономерностей, закреплять знания о геометрических фигурах: вершины, стороны, углы, формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Е.В Колесникова, стр 72

Развитие речи

Тема: Пересказ сказки «Лиса и козёл»

П/С:

совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах»

В.В. Гербова, №6, стр. 75

Звуковая культура речи

Тема: «Звук и буква Ж»

П/С:

формировать умения различать и правильно произносить звук Ж развивать речевую память и произносительные навыки; упражнять в анализе звукоряда; упражнять в делении слов на слоги; знакомство с буквой Ж

«Грамотейка» №22

Рисование

Тема: «Рисование героев сказки «Царевна-лягушка»

П/С:

развивать творчество, воображение. Учить задумывать содержание своей картины по мотивам русской народной сказки. Формировать эстетическое отношение к окружающему. Закреплять навыки работы с карандашом, оформления изображения в цвете красками, способы получения новых оттенков.

Комарова №41 стр.66

Рисование

Тема: «Конёк-горбунок»

П/С:

учить самостоятельно выбирать для изображения эпизоды сказки, добиваться более полного их отражения в рисунке. Развивать воображение и творчество.

Комарова №61 стр.79

Лепка

Тема: «Браслет для мамы»

П/С:

продолжать учить детей работать с глиной. Развивать творческие способности, воспитывать эстетический вкус.

Конспект

С- Р игры:

«Дом»

«Гости»

Наблюдение:

-за рябиной

-за сосульками

Чтение худ. литературы:

К.Д.Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

Н.-П. игры:

«Наша Родина»

«Пазлы»

Пальчиковые игры:

Дом

Дружба

Ознакомление детей с русским народным творчеством

Библиографическое описание:

Лукьянова, Н. В. Ознакомление детей с русским народным творчеством / Н. В. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 17-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5316/ (дата обращения: 10.10.2020).


Народ, который не знает своей культуры и истории, — презрен и легкомыслен.

Н. М. Карамзин

В воспитании и обучении детей в нашем детском саду воспитатели используют русский фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру, но и познавательному развитию.

В 1-ой младшей группе воспитатели широко используют малые фольклорные формы, которые, по словам К. Д. Ушинского, рассказывают живописность языка. Уместно прочитанная потешка, прибаутка улучшает настроение детей, вызывает улыбку, успокаивает. Так при умывании, воспитатель читает потешку «Водичка, водичка умой моё личико…», при укладывании на дневной сон «Баю-баю, баю-бай».. на прогулке «Ножки, ножки, бегите по дорожке…». Чтобы привлечь внимание малышей к наблюдению за солнцем, дождем, воспитатель читает потешки: «Солнышко — ведрышко…», «Дождик, дождик полно лить…».

Воспитатели проводят и специальные занятия, знакомящие детей с потешкой. Для улучшенного запоминания потешек, прибауток используют наглядный материал: иллюстрации художника Ю. Васнецова. игрушки, пальчиковый театр, который пополняют с каждой новой потешкой. С большим интересом дети слушают русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок». Слушая эти сказки неоднократно, дети лучше запоминают их, в своей речи начинают использовать отдельные фразы: «Жили — были дед да баба …», «Катится колобок, катится…» и другие. Воспитатели показывают кукольные спектакли по мотивам знакомых сказок. Дети, с удовольствием смотря представления, эмоционально, реагируют на появление персонажей на ширме, повторяют слова вместе со сказочными героями.

На музыкальных занятиях дети слушают русские народные мелодии: «Из-под дуба», «Где ты, зайка?», подпевают песни: «Дождик», «Ладушки», и другие. В свободное время и на прогулке воспитатели проводят с детьми игры: «Каравай», «Зайка беленький сидит».

Для поддержания интереса к играм воспитатели готовят и используют различные атрибуты.

Для расширения знаний детей о русском народном творчестве воспитатели с помощью родителей создали «Русскую избу» (Приложение 3). Выбрали помещение, оборудовали печкой, лавками, кроватью, чугунки, старинные утюги, вышивки, лоскутное одеяло. Приобрели лапти, берестяные туески, деревянные ложки и т. д. появились в избе и хозяин с хозяйкой внученька в русских костюмах, куклы Ваня и Маша в русских костюмах. Воспитатели совместно с родителями сшили детские костюмы: сарафаны, рубахи, косынки, кокошники, шаровары штаны, планируем ещё пошить картузы для мальчиков. Воспитатели подобрали иллюстрации, стихи о предметах народного быта (вилы, коса, веретено, прялка, грабли, ухват) оформили папку «Русский народный быт»

После проделанной работы стали планировать наблюдения и занятия в «Русской избе».

В работе с детьми (3–5 лет) 2-й младшей (средней) группы воспитатели использовали разработки М. Кириллиной, Л. Мельчиной «Игры в уголке русской избы» (журнал «Дошкольное воспитание» № 1–05г.). Детей знакомили с обстановкой избы, предметами быта, одеждой. Дети с интересом рассматривали сарафаны, рубахи, кокошники, называли элементы узоров на ткани: ягоды, листья, цветы.

Воспитатели разучивают с детьми не только потешки, прибаутки, но и заклички, приговорки. Их, обычно произносят, когда что-то делают, обращаются к кому — ни будь. Наблюдая за божьей коровкой, можно попросить её: «Божья коровка, полети на небо…», одеваясь на прогулку — приговаривать: «Наша Маша маленька…».

Воспитатели обращают внимание детей на образность народной речи, на уменьшительно-ласкательные слова в потешках, прибаутках (котенька-коток, петушок, заинька, солнышко, детушки). Знакомят детей с загадками. Это загадки о тех предметах, с которыми ребенок чаще всего встречается, и которые ему интересны: игрушки, домашние животные, загадки с рифмующими отгадками, например:

Встает на заре, поет во дворе,

На голове гребешок. Кто же это? (Петушок)

Воспитатели продолжают знакомить с русскими народными сказками, символами, сюжеты и метафоры, которые широко используются в воспитательной и психокоррекционнной работе. Перед чтением сказки воспитатель объясняет, почему сказка называется народной (сказку придумали давным-давно, и неизвестно, кто ее придумал, поэтому и говорят — народная). Впечатления детей будут еще сильнее, если воспитатель, одетый в сарафан и кокошник, расскажет сказку в русской избе».

Детей (3–5 лет) 2-й младшей (средней) группы познакомили со сказками: «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди» и другие. Рассматривание иллюстрации к сказкам художника Е. Рачева (приложение 4), воспитатель обращает внимание детей на одежду сказочных персонажей (рубаха, сарафан, лапти), на предметы быта (лавка, самовар, короб). Знакомые сказки воспитатели и дети инсценируют, предварительно распределив роли, подготовив костюмы и атрибуты.

На музыкальных занятиях дети продолжают слушать русские народные мелодии: «Со вьюном я хожу», «Как у наших у ворот». Слушание сопровождается показом иллюстраций. С детьми разучивают хороводы: «Мы на луг ходили», «Кто у нас хороший».

Знакомятся дети с русскими народными инструментами: дудочкой, бубном, гармошкой, деревянными ложками учатся играть на них. Музыкальный руководитель с детьми разучивает пляски: «Танец с платочками», «Пляску с погремушками», «Танец с расписными платками» обращая внимание детей на характер русской народной мелодии: веселая и задорная, плавная и задушевная.

В свободное время на физкультурных занятиях с детьми разучивают русские народные игры: «У медведя в бору», «Стадо», «Лапта», «Перетяжка» и др. Воспитатели рассказывают детям о народных традициях, праздниках, организуют досуги, развлечения, основанные на фольклоре: «Осенний базар», «Масленичные приключения колобка».

Большую радость вызывает у детей рассматривание народных игрушек и игры с ними. Детям не рассказывают подробно о том, где создают эти игрушки и как их делают, только знакомят с внешним видом и особенностями той или иной игрушки (семёновская матрешка, дымковская лошадка). Не всегда мы можем показать детям художественный образец, за неимением их. Но мы приобрели альбомы разных росписей: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымка», и др. из папье-маше изготовили посуду и расписали ее под гжель и хохлому, резиновые игрушки (барышня, лошадка) покрыли белой эмалью и расписали под дымку. На занятиях по ИЗО дети украшают силуэты барышень, лошадок элементами дымковской росписи, силуэты матрешек — цветами и листьями семеновской росписи. Воспитатели постепенно подводят детей к понятию «народная игрушка».

В старшей — подготовительной группе (5–7 лет) воспитатели планируют работу по ознакомлению детей с русским народным творчеством, используя разработки Т.Ревенок (журнал «Дошкольное воспитание № 4–01г). Посещая «Русскую избу» дети получают новые знания о предметах быта (ухват, чугунок, коромысло). Старшие дети получают новые знания о назначении этих предметов. Детей знакомят с элементами русской народной одежды: душегрейка, картуз, перевязка, понева (Приложение5). Некоторых видов одежды нет в наличии, рассматривают дети на иллюстрациях.

В старшей — подготовительной группе воспитатели планируют занятия, специально посвященные народному творчеству. Это могут быть беседы о вышивке, кружевах, дымковской игрушке, хохломской или городецкой росписи. Дети с интересом слушают рассказы воспитателя о народных умельцах, о тех местах, где они создают игрушки, предметы быта. В своей работе воспитатели используют материал из книги Т. Я. Шпикаловой «Народное искусство на уроках декоративного рисования, статьи из журнала «Дошкольное воспитание» (№ 4–94, № 4–95, № 2–02, № 10–04). На занятиях дети рассматривают, описывают предметы (или их изображения) народного творчества. Воспитатель обращает внимание детей на характерные признаки той или иной росписи, учит сравнивать предметы с росписью и без нее (деревянная ложка, кувшин, с росписью и без рисунка); наглядно демонстрирует, что предмет не только приносит пользу в быту, но и радует своей красотой.

После занятия предметы народного творчества (иллюстрации) остаются в группе и используются как образцы для лепки, аппликации, рисунка.

Дети лепили из белого пластилина фигурки лошадок, индюков, барышень и украшали их цветными узорами дымки, деревянные дощечки украшали городецкой росписью. Бумажные силуэты посуды (кувшин, блюдо, ложка) украшали элементами хохломской росписи.

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Детей старшей группы продолжают знакомить с устным народным творчеством. Помимо загадок, прибауток, сказок, детей знакомят с былинами, народными предметами, небылицами, пословицами и поговорками. Воспитатели учат детей различать и называть жанры произведений, их особенности.

Детей знакомим с былинами: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня и Змей», рассматриваем иллюстрации к ним. Познакомили с одеждой и атрибутами богатырей (шлем, кольчуга, сапоги, щит). Объясняться детям, что узор не только украшал, но и оказывал помощь хозяину, например, знак солнца на щите призван помогать отражать удары врага. Чем больше знаков, тем надежнее защита.

В работе с детьми воспитатели используют народные приметы, правильность которых можно проверить, например:

Кошка скребет пол — жди метели,

Утром нет росы на траве — жди дождя,

Воробьи купаются в пыли — к дождю.

С детьми учат заклички: «Весна — красна, появись…», «Дождик, дождик, пуще…» и др.

Использование в работе с детьми примет, закличек, помогает воспитателям не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку. Знакомят детей и с небылицами, перевертышами, которые вызывают у детей добрый смех(«Федул, что губы надул?», «Богат Ермошка…»). Дети не только говорят, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.

В старшей группе воспитатели используют загадки для проверки у детей знаний, наблюдательности. Разбирая загадки, воспитатель обращает внимание на сравнение образные выражения: морковь — красная девица, снег — белое покрывало, радуга — цветное коромысло. Детей старшей группы впервые знакомят с пословицами и поговорками. Воспитатель рассказывает, что народ создал мелкие короткие выражения, которые высмеивают лень, болтливость, жадность, но восхваляют трудолюбие, скромность, смелость, например:

«Труд — кормит, а лень — портит»,

«Кто хвалится, тот с горы свалится».

При заучивании пословиц, поговорок, воспитатели используют иллюстрации художника А. Елисеева «Веселись, играй, да дело знай».

Воспитатели знакомят детей с пословицами, посвященные временам года, например:

«Много воды — много травы»,

«Ласточка весну начинает, соловей лето кончает».

Работу по ознакомлению с фольклором необходимо проводить одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой.

Музыкальный руководитель продолжает работу по ознакомлению детей с разнообразием песенного жанра, формирует бережное отношение к традициям русского народа, любовь к музыке через народное песенное творчество.

Рассказывает детям о том, что грустные и задушевные, веселые и озорные песни сопровождают человека в течение всей жизни.

Разучивает с детьми песни: «Котенька-коток», «Пойду ль, выйду ль я», хороводы: «На горе-то калина», «Во поле береза стояла». Дети с большим интересом инсценируют песни: «Во кузнице», «Пошла млада за водой», «Где был, Иванушка?» и др.

При заучивании хороводных песен музыкальный руководитель объясняет смысл некоторых слов и выражений (ранешенько, белешенько, часты кусты, коромысел золотой).

Очень интересно проходят драматизации хороводов: сарафаны, кокошники, рубахи и другие атрибуты дополняют впечатления детей(Приложение 6). На физкультурных занятиях, на прогулке разучивают с детьми игры: «Городки», «Круговая лапта», «Гори, гори ясно!» и др.

В свободное время дети под руководством воспитателя инсценируют русские народные сказки, готовят кукольные спектакли в театральной студии «Колокольчик» и показывают их малышам.

Воспитатели и музыкальный руководитель готовят и приводят народные праздники: «Осенины», «Посиделки», «Масленица», «Святая Пасха». Например, готовясь к проведению праздника «Пасхи», дети делали из соленого теста подставки для яиц, расписывали на бумаге «крашенки», родители пекли куличи и красили яйца, делали разные поделки; (Приложение 7) а потом все вместе приняли участие в празднике.

Работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее народу.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Душегрея вид летней женской одежды. Конструктивной их особенностью были рукава, цельнокроеные с верхней частью спинки, и наличие отложного воротника. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, иногда цветным бисером, декорировались бахромой.

Картуз — шапка, мужской головной убор

Панева — элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом.

Перевязка делалась из полоски ткани — парчи, золотой вышивки и т. п., а концы завязывались, иногда бантом, или из платка, свернутого и повязанного вокруг головы с завязанными и свисающими сзади концами.

Приложение 6

D:\мая\мая документы\мая\фото\мои группам\театр фото\IMG_6882.JPG

Приложение 7

D:\мая\мая документы\мая\фото\територия и коллеги\поделки\Изображение 343.jpg

Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, воспитатель, народное творчество, внимание детей, музыкальный руководитель, предмет быта, приложение, ознакомление детей, свободное время, старшая группа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: