Общее правило
Общее правило написания «не» с глаголами ребята проходят еще в 3 классе, оно не представляет никакой сложности. По этому правилу «не» с глаголами пишется раздельно, кроме тех случаев, когда слово не употребляется без «не».
Рассмотрим примеры:
- не приехал;
- не сказал;
- не заметишь;
- ненавидит (без «не» не употребляется);
- недоумевает (без «не» не употребляется).
Необходимо помнить, что слово «не был» также является глаголом, поэтому пишется раздельно.
Урок русского языка в 3 классе. Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ
Запись темы на доске
.
– Какие вопросы у вас возникают? (Что такое не
? К какой части речи относится? Когда это слово употребляют в речи? Как пишется
не
с глаголами? )
(Учитель фиксирует на доске вопросы ребят)
III. Открытие новых знаний
1.Наблюдение над употреблением частицы
не.
Упр. 360
.
– Прочитайте предложения. В чём разница между ними?
– Почему изменился смысл предложения?
Запись на доске
:
Читал – не читал
Любит – не любит
– Посмотрите, как записаны глаголы с не
. Какое будет значение в записанных парах слов? (Противоположное.)
– Что же придаёт отрицательный смысл? (Словоне.
)
2.Чтение правила в рамке учебника на с. 112.
Вопросы после чтения
.
– Как называется новое слово не
? (Частица, отрицательная частица.)
– Это часть речи. Какие ещё части речи вы знаете?
– К какой группе частей речи её можно отнести – к самостоятельным или служебным? Почему? (Самостоятельно в речи не употребляется, нельзя понять, что это – не.
)
– Какую роль выполняет она в речи? (Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.)
– Как пишется частица не
с глаголами? Как обозначается орфограмма?
3.Рассказ учителя. Творческое задание
– Глаголы терпеть не могут частицу не
. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.
– Попробуйте проиллюстрировать эти «отношения».
4.Работа в группах
Ученики выполняют задание и представляют работу группы.
— Что будем оценивать? Напишите на карточке, за что вы даете свой жетон этой группе (интересная идея, хорошо сделано, внятно и понятно объясняли и др.)
Оцените работу групп.
5.Работа с иллюстрацией в начале параграфа
(с. 112).
– Что делает Афанасий? (Показывает, что частицуне
надо писать раздельно.)
– Как вы напишете эту фразу? Почему? Запишите её в тетради. (Не забудь!
)
– Это для вас закон.
IV. Первичное закрепление.
Работа в учебнике.
1.Упр. 361 – развивается умение находить в пословицах глаголы с
частицейне, определять их роль
.
а)Дети объясняют смысл пословиц, где это необходимо
.
– Найдите глаголы. Как написана частица не
с глаголом?
– Какое значение вносит частица не
?
б)Запись пословиц по вариантам
.
I вариант
: первые 3 пословицы;
II вариант
: 3 следующие пословицы.
2.Упр. 362 – развиваются речевые умения (правильно употреблять пословицы в речи), а также правописные – писать
нес глаголами.
Осложнённое списывание с обозначением орфограмм.
-Оцените себя по оценочной линеечке.
Договариваемся, что будем оценивать, например, правильность выполнения.
Далее взаимопроверка. Ребята меняются местами (прием «ручеек»: те, кто сидел на первой парте — уходят на последнюю парту, все остальные продвигаются вперед
).
На этой же оценочной шкале ставится отметка по такому же критерию.
Трудные случаи употребления «не»
Несмотря на очевидную легкость правила, иногда возникают проблемы.
Как уже было сказано, в порядке исключения «не» с глаголами может писаться слитно, если слово не употребляется без «не».
Иногда школьники принимают за глагол другую часть речи (например, причастие) и пишут раздельно (например, «не занавешенное окно»). Поэтому, прежде чем принять решение о слитном или раздельном написании «не», надо не полениться и определить часть речи.
Возможна также проблема при правописании частицы. При глаголах может встречаться не только частица «не», но и «ни», а также союз «ни… ни….» («ни бегать, ни прыгать не мог» и т. п.) Однако и частица, и союз также пишутся с глаголами раздельно.
Правописание частицы не с глаголами
Работа с пословицами в парах:
Кто не работает,
не дружит. | |
С ложью правда | и рыбку из пруда. |
Без труда не вытащишь | не делает. |
Лень добра | тот не ест. |
-Давайте проверим, как вы собрали пословицы. Посмотрите на слайд.
Проверка.
—
Как вы понимаете данные пословицы?Приведите примеры из жизни, к которым бы подходили данные пословицы.Кто не работает, тот не ест. С ложью правда не дружит. Лень добра не делает. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
-Давайте пронаблюдаем, в каком значении здесь использована частица не? (в отрицательном)
-Давайте прочитаем рубрику «Обрати внимание», чтобы узнать, правильно ли мы определили значение частицы не. — Ребята, посмотрите внимательно, в отрицательном значении как будем писать частицу НЕ с глаголами? (Раздельно)
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
— Чтобы узнать, как нужно писать частицу не с глаголами, давайте прочитаем стихотворение на странице124.
-Прочитайте его про себя. Ваня, прочитай его вслух.
-О ком это стихотворение? (о друге)
-Какой описан друг? Прочитайте его описание.
-Хотели бы вы иметь такого друга?
-Подумайте, а являетесь ли вы хорошим другом.
-Давайте найдем в этом стихотворении все глаголы с частицей не.
-Выпишите глаголы с частицей НЕ в тетрадь. У доски работает Ваня. К доске выходят записывать ученики по цепочке, с комментированием. Проверка. -Какие глаголы вы выписали?
-Ребята, сделайте вывод, как пишется частица НЕ с глаголами? (Раздельно) — Давайте сравним наши ответы с правилом в учебнике.
-Какое новое правило о правописание глаголов вы узнали? — Давайте сделаем вывод хором, как пишутся глаголы с частицей НЕ?Хоровое говорение.
-Узнали ли мы, как пишется частица не с глаголами?
-Ребята, но не все глаголы пишутся раздельно с не.
Для того чтобы узнать какие, я предлагаю вам послушать сказку, которая называется сила любви. Я вам ее буду читать, а вы старайтесь выделить все глаголы, употребленные с частицей не. (у обучающихся текст сказки на парте, ручкой выделяют глаголы)
Сказка. СИЛА ЛЮБВИ Гордую и упрямую частицуНе
полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь.
Не
постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица
Не
никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может.
—
Какие глаголы с НЕ запомнили? (не люблю, не верю, не подходила, не может, ненавидеть, негодовать).
-Что вы заметили? (Что глаголы ненавидеть, негодовать пишутся слитно.) -Ребята, как же пишется НЕ в этих глаголах? (Предположения детей.) — А почему? Можете ли вы предположить? (Не имеют смысла без НЕ.) — Давайте уберём НЕ и попробуем прочитать. — Я говорю так, я вас «годую»? Или «навижу»? (Нет.) — Я вам говорю: я вас люблю, ценю, уважаю. -Глаголы ненавидеть, негодовать являются словами-исключениями, также являются словами исключениями слова неволить, недоумевать. -Их нужно запомнить!Запишите эти слова.
Приставка «недо-»
В русском языке существует приставка «недо», которую очень легко спутать с сочетанием частицы «не» и приставки «до».
Сравним предложения:
- Больному недоставало воздуха.
- Покрывало не доставало до пола.
В первом случае мы видим в слове приставку «недо-»; во втором — частицу «не» и приставку «до-» («не» пишется раздельно).
Как различить эти случаи?
Чтобы отличить приставку «недо-», надо попытаться выкинуть «не» из предложения. Если смысл предложения изменится на противоположный, то перед нами частица «не» и глагол с приставкой «до-». Если предложение потеряет смысл, то мы имеем дело с глаголом с приставкой «недо-».
Приведем примеры:
- Ребенок часто не доедал салат. Выкинем «не» и получим: ребенок часто доедал салат. Смысл предложения изменился на противоположный, следовательно «не» — частица, ее надо писать отдельно.
- В эти тяжелые времена многие недоедали. Выкинем «не», получим: в эти тяжелые времена многие доедали. Получилась бессмыслица, значит перед нами глагол с приставкой «недо-», пишется слитно.
- Не досмотрели спектакль до конца. Выкинем «не», получим: досмотрели спектакль до конца, смысл поменялся на противоположный, значит «не» пишется раздельно.
- Недосмотрели за малышом. Выкинем «не», получим «досмотрели за малышом». Это бессмыслица, значит надо писать слитно.
Приставка «недо-» может также показывать на недостаточность действия. Чтобы убедиться, что в глаголе действительно есть эта приставка, надо попытаться подобрать антоним с приставкой «пере-». Если получится, пишем слитно. Недовыполнить план — перевыполнить план, недооценить противника — переоценить противника.
Существует глагол «нездоровиться», который пишется с «не» слитно, потому что нет слова «здоровиться», однако от него надо отличать глагол «не поздоровиться», который пишется раздельно.
Скачать материал
так то ЕНТ / Разработки уроков / Уроки по Русскому языку
Русский язык 3 класс. Тема: Частица НЕ с глаголами
13.10.2014 5170 752 Голикова Екатерина Викторовна Цели урока. • расширить знания детей о служебных частях речи, углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов),познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами. • воспитание культуры учебного труда, создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе. • развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами, развивать навыки точного употребления глаголов в речи Задачи урока: • расширить знания детей о служебных частях речи • познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами • выработать навык правильного письма частицы не с глаголами на основе алгоритма; • формировать коммуникативные умения детей; • воспитание культуры учебного труда Тип урока: усвоение новых знаний Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс, 2 часть», мультимедийный проектор, компьютер, карточки, презентация.
Ход урока
1. Организация начала урока. Проверка готовности учащихся к уроку, оформление тетради. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Минутка чистописания. ( слайд 2) Словарная работа. Север, сирень, солдат, солома, спасибо, суббота, счастье. Звуковая разминка. 2. Актуализация знаний. Коллективное исправление ошибок и объяснение правил правописания. Мозговой штурм. Практическая работа по карточке (поставить глаголы в прошедшее время, ед.ч ж.р.) Выпр.мить, р.ш.ть, п.к.рмить, об..снить, ск.льзить, з.в.зать, пр.сл.дить, см.треть (слайд 3).
3. Постановка целей. — Правописание не с глаголами — Научиться правильно, писать не с глаголами Учитель – Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи? (Служебная) Учитель – Почему так думаете? Что вы знаете о служебных частях речи? Дети – Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий. Они не являются членами предложения. К ним нельзя поставить вопрос. Учитель – Как пишется частица НЕ с глаголами? -Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом? ( НЕ нужно написать раздельно) Учитель – Частица НЕ придает глаголу отрицание. -Ребята, я вам сегодня на урок приготовила пословицы, прочитайте, пожалуйста. (слайд 3) Ложь человека красит. Откладывай доброе дело на завтра. Новых друзей наживай, а старых забывай. Друг в беде бросит. -Вам они нравятся? -Почему данные пословицы звучат бессмысленно? -Что нужно добавить? (Нужно добавить слово НЕ). -Это маленькое слово НЕ называется частицей. -Перед какой частью речи стоит НЕ? (перед глаголом). -Выпишите глаголы с не? 4. Первичное закрепление. 1.Работа с пословицами. Учитель. Посмотрите, как прочитать нам и записать правильно эти пословицы. Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите! Составьте пословицы, объясните их смысл. (слайд 6) Кто (не) работает (не) сидеть на печи. Есть калачи — торопись делом. (Не) спеши языком, тот (не) ест. Учитель – Запишите пословицы, раскрывая скобки. Учитель – Прочитайте глаголы с частицей НЕ. Учитель – Как написали эти слова, почему? 5. Применение знаний и умений на практике (слайд 8-9) ___ выучил- __ делай, ___ знаешь- __ спеши, С глаголами ___________ Частицу ____ пиши.
6. Знакомство с глаголами-исключениями. В русском языке есть глаголы, которые пишутся слитно с частицей НЕ – эти глаголы называются исключением, и их нужно запомнить. Прочитайте эти глаголы. (слайд 10) недомогать, ненавидеть, негодовать, недоумевать. невзлюбить Давайте объясним их смысл. Негодовать – возмущаться, быть недовольным Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить. Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение Недомогать – испытывать болезненное состояние Нездоровится – болеть, хворать -Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица не пишется слитно с глаголами? -Без НЕ эти глаголы не употребляются. Здесь НЕ находится в составе корня. – Запишите эти глаголы – исключения, их надо запомнить. Дети записывают глаголы- исключения в тетради. На самом деле в русском языке много слов –исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах.
7. Включение новых знаний в систему знаний Тест «НЕ с глаголами». — А сейчас небольшой тест, чтобы проверить ваши знания. 1) Частица НЕ – это ……………. часть речи. служебная или самостоятельная 2) Частица НЕ придаёт глаголу смысл……. Отрицания или утверждения 3) Какое слово записано неверно? Ненарисовать нездоровится не забуду
8. Самостоятельная работа стр. 98 упр. 228 9. Итог урока. — Что нового сегодня вы узнали на уроке? — Было ли что-то непонятно?
10. Домашнее задание стр. 98 правило, стр. 99 упр. 229
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
§27. Правописание частицы не с глаголами — учебник Бунеева Пронина 3 класс часть 2
360.Прочитай предложения. Что общего в них? Чем они отличаются? Почему изменился смысл предложений?
Предложения объединяет то, что в них повествуется о детях, которые что-либо читают или, наоборот, не читают. Отличает предложения положительное отношение к чтению в первом и втором случае и отрицательное отношение к книге и стихам в третьем и четвертом предложениях. Смысл предложений меняется при употреблении частицы не. Частица не с глаголами пишется раздельно, это орфограмма – пробел, и вносит элемент отрицания в любое высказывание.
361. Прочитай пословицы, объясни их смысл. Какую роль в них играют глаголы с частицей не? Спиши, обозначь орфограмму – пробел.
Волков бояться – в лес не ходить. (в любом деле есть определенный риск, но рискнуть стоит ради достижения своей цели.)
Чего не знаешь того не говори. ( нельзя говорить то, в чем ты ничего не понимаешь, не разбираешься.)
Не ищи красоты, ищи добра. (не увлекайся внешней стороной дела или внешними достоинствами человека, а старайся постичь внутреннее содержание, внутреннюю красоту явления или личности.)
Шила в мешке не утаишь. ( все тайное обязательно рано или поздно становится известно всем.)
Друга иметь – себя не жалеть. (если хочешь иметь верного друга, должен и сам быть готов многим пожертвовать ради него.)
На каждый роток не накинешь платок. (ты ничего не можешь сделать, если люди о ком-то или о тебе говорят плохо, даже если это не соответствует истине и порочит чью-то честь.)
362. Объясни смысл пословиц. Запиши. Обозначь орфограмму – пробел.
Пар костей не ломит. (лучше одеться по теплее, чем мерзнуть в легком платье от холода.)
Кашу маслом не испортишь. (старайся сделать все по максимуму, хорошего не может быть слишком много.)
Правда в огне не горит и в воде не тонет. (всегда лучше сказать и услышать правду, истина дороже всего для всех.)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. ( деньги не всегда могут решить проблему, а вот истинные, настоящие друзья обязательно придут на помощь, а если их много, то решение будет простым и легким.)
363. Спиши, раскрой скобки, вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.
Слова каких частей речи есть в этом тексте? Назови эти части речи.
364. Письмо по памяти. Прочитай скороговорку. Найди и подчеркни простым карандашом все орфограммы в словах и между словами. Сколько всего орфограмм?
Закрой учебник, напиши по памяти. Обозначь орфограммы. Проверь написанное по учебнику.
Всего в скороговорке три вида орфограмм: пробел, предлог с существительным, парный согласный на конце слова.
На дуб не дуй губ. Не дуй губ на дуб.
365. Диктант с подготовкой. Прочитай. Найди и подчеркни все знакомые орфограммы. Объясни написания. Закрой учебник. Напиши под диктовку. Обозначь орфограммы.
Проверь написанное по учебнику. Надпиши над каждым словом, какая это часть речи.
366. Диктант с подготовкой. Прочитай отрывок из «колыбельной песни» А.Майкова. подчеркни и объясни орфограммы во второй строфе. Запиши под диктовку вторую строфу.
Обозначь орфограммы.
Проверь написанное. Подчеркни глаголы двумя чертами. Укажи их время и число.
«не гонял (про. Вр., ед.ч.) я волн морских, Звезд не трогал (прош. Вр., ед.ч.) золотых. Я дитя оберегал (прош. Вр., ед.ч.) Колыбелечку качал (про. Вр., ед.ч.)
прим.: здесь глаголы подчеркнуты одной линией.
367. Свободный диктант.
Правописание частицы НЕ с глаголами 3 класс презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему
Слайд 1
Урок русского языка 3 класс к учебнику Н.В. Нечаевой Учитель начальных классов МОУ «СОШ №41» Зараева И.И.
Слайд 2
Ну-ка, проверь-ка, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Слайд 3
ГЛАГОЛ «Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая кровь языка.» А. Югов
Слайд 4
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Слайд 5
Что такое глагол? Это часть речи , которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что делает? что будет делать? что делал?
Слайд 6
Какое значение имеет глагол в речи? Глаголы делают нашу речь живой
Слайд 7
Какую роль глагол выполняет в предложении? Глагол в предложении является сказуемым
Слайд 8
Что такое неопределенная форма глагола? Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? являются глаголами неопределенной формы
Слайд 9
Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно; Начало предложения пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю знак препинания; 3. Переношу с одной строки на другую по слогам; 4. Помню о красной строке; 5. Пишу, проговаривая себе по слогам 5 «золотых» правил русского языка
Слайд 10
прочитать беречь дружить жечь Минутка чистописания ть чь ть чь
Слайд 11
Части речи Самостоятельные : Служебные : имя существительное имя прилагательное глагол местоимение наречие числительное союз предлог частица
Слайд 12
Части речи Самостоятельные : Какой частью речи является НЕ ? Служебные :
Слайд 13
Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ.
Слайд 14
Мобилизующий этап ( Не)г-воришь, (не)б-леешь,(не)скр-пишь, (не)б-гаешь, (не)навидишь . Что общего у этих слов? Как будем писать частицу не? Какое слово «лишнее»?
Слайд 15
Минутка чистописания ( Не)г-вор ишь , (не)б-леешь,(не)скр-пишь, (не)б-гаешь, (не)навидишь. Ишь ешь ишь…
Слайд 16
Словарно-орфографическая работа Учись доброму, так худое на ум (не) пойдет. Лодырю всегда (не)здоровится. Найдите глаголы, которые употребляются без частицы не . Какой глагол не употребляется без частицы не.
Слайд 18
Прочитайте, запомните (Не) встретил гостя (Не) договорил слово (Не) удалил п-тно (Не)привязал лоша— (Не)сохранил гру- (Не)загадал желание (Не)узнает мес-ность (Не) укрепил лес-ницу
Слайд 19
Вспомните и напишите словосочетание не встретил гостя не договорил слово не удалил п-тно не привязал лоша — не сохранил гру — не загадал желание не узнает мес-ность не укрепил лес-ницу
Слайд 20
Напишите предложения, ориентируясь на схемы. Вставьте нужные буквы. Раскройте скобки. Дру(ж,ш)ба крепкая (не)сл(о,а)мается. (Не)шелохнется (на)б(и,е)р(и,е)гу цапля. Дру(к,г)( )в б(и,е)де (не)бросит. (Не)колышется в(о,а)да (в)оз(и,е)ре. Схемы:
Слайд 21
Сказка. Не люблю. Не верю. Не подходила Не может Негодую! Ненавижу!
Слайд 22
Не навидеть – Не годовать – питать ненависть к кому-нибудь, к чему-нибудь. испытывать , проявлять чувство негодования . Из словаря Ожегова: СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ
Слайд 23
Работа в парах
Слайд 24
ПОСЛОВИЦЫ: Кто не работает, не дружит. С ложью правда и рыбку из пруда. Без труда не вытащишь не делает. Лень добра тот не ест. тот не ест. не дружит. и рыбки из пруда. не делает. НЕ с глаголами 3
Слайд 25
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. Из какого ковша не пьют, не едят, а только в него глядят? Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. Был ребенок – не знал пелёнок, стал стариком – сто пелёнок на нем. Кто ни разу шага не сделал?
Слайд 26
Вставь в текст частицу НЕ . Береги книгу! …бери её грязными руками и … клади на грязный стол. … перегибай книгу и … загибай у неё листов. Если ты … взял книгу в библиотеке, то … забудь вернуть её в срок. Не не Не не не
Слайд 27
Рефлексия — Мне было трудно … — Я сомневался… — Мне понравилось… — Я доволен …
Слайд 28
«Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ , отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе».