Естествознание. Проведение опытов с почвой и землёй


Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.

Ход опыта: положим кусочек почвы на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.

Вывод: в почве есть влага.

Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.

Ход опыта: продолжим нагревать почву. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.

Вывод: почва состоит из перегноя.

Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: прокалённую почву бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.

Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.

Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась почва. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.

Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.

Окружающий мир 3 класс

Что такое почва

Верхний плодородный слой земли — почва. Главное свойство почвы — плодородие.

Практическая работа «Состав почвы» Выполни опыты. Запиши результаты в таблицу.

Опыт 1. Бросим комочек сухой почвы в воду. Увидим, что из почвы выходят пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух. Опыт 2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Этот опыт показывает, что в почве есть вода. Опыт 3. Будем продолжать нагревать почву. Вскоре мы увидим дым, почувствуем неприятный запах. Это сгорает перегной почвы, который образовался из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. Опыт 4. Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел ( она серого цвета), насыплем в стакан с водой и размешаем. Через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка — глина. Опыт 5. Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим его на огнём. Вода быстро испариться, а на стекле останется белый налёт. Это минеральные соли. Значит, в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.

№ опытаВ состав почвы входит…
1воздух
2вода
3перегной
4песок, глина
5минеральные соли

Итак, в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворённые минеральные соли. Соли — это питательные вещества, без которых растения не могут жить.

Перечисли, что растения получают из почвы. Растения получают из почвы: воздух, воду, минеральные соли.

Отгадай кроссворд «Почва:

1. Верхний слой земли, на котором растут растения. Ответ: почва 2. Вещество, входящее в состав почвы, благодаря которому растения лучше растут. Ответ: перегной 3. Основное свойство почвы. Ответ: плодородие 4. Одна из составных частей почвы. Ответ: песок

В почве солей мало. Растения могли бы быстро их израсходовать, но этого не происходит. Запас солей в почве постоянно пополняется благодаря перегною. Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, медленно, постепенно превращается в соли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее. Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так животные повышают плодородие почвы.

Какие животные живут в почве? Ответ: Медведка, личинка жука, сверчок, крот, многоножка, жаба, лесная мышь, дождевой червь.

Проверь себя

Что такое почва?

Почва — это верхний плодородный слой земли.

Какой состав имеет почва?

Почва состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.

Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?

Доказать, что в почве есть воздух можно бросив почву в воду.

Доказать, что в почве есть вода можно нагрев её.

Доказать, что в почве есть перегной можно прокалив её.

Доказать, что в почве есть песок и глина можно размешав прокалённую почву в воде.

Доказать, что в почве есть соли можно отфильтровав воду и испарив её.

Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?

В почве обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.

Все эти животные улучшают плодородие почвы, рыхлят её и перерабатывают органические останки.

В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие почвы.

Почва

Привет, ребята! Очень рад снова встретиться с вами. Посмотрите, у меня сегодня кое-то есть в мешочке. Чтобы узнать, что это, отгадайте мою загадку.

Самый верхний слой земельный,

В ней растут трава, деревья,

Плодородием обладает,

Как ее все называют?

Догадались? Конечно же, это почва

. Итак, мои юные друзья, сегодня я расскажу вам о том, как я изучал
почву
и что о ней узнал.

В ваших книгах я прочёл, что почва

— это
верхний плодородный слой земли.
Как он выглядит, этот верхний слой

? — подумал я, — нужно обязательно разобраться. Мне повезло, я встретился с одним ученым, изучавшим
строение земной коры
. Смотрите это он. Сейчас он работает, спустился вглубь ямы и что-то старательно исследует. Этот учёный показал мне,
как выглядит почва
. Видите этот
темный верхний слой
. Это и есть
почва
. В ней находятся
корни растений, живут некоторые животные.
Этот добрый учёный рассказал мне также о том, как образовалась почва

. Оказывается, раньше
почва не покрывала плодородным слоем Землю
. На поверхности Земли находились только камни и скалы. Но под действием
ветров, дождей, мороза и жары
скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. На их месте постепенно образовывался
рыхлый слой
, в который могли проникать вода и воздух. Самые
неприхотливые растения
, семена которых переносились ветром, поселялись на нем, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой
перегноя
. В этот слой попадали
семена
других растений, они разрастались, и отмирая, тоже
увеличивали слой чернозёма
. Так постепенно
образовалась почва
. Но процесс этот не был быстрым. На него ушли тысячи лет.

Ещё я узнал, что самое главное свойство вашей почвы

— это
плодородие
, т.е.
способность обеспечивать рост и развитие растений
.

Почему же почва плодородна

? — подумал я. Наверное, потому, что в ней
содержится всё необходимое для жизни растений
. А что необходимо для жизни растений?
Воздух, вода, перегной, минеральные соли.
Чтобы узнать, есть ли это всё в почве

, я провел несколько опытов.

Опыт 1. Я взял комочек сухой почвы

и бросил его в стакан с водой. Из почвы стали выходить пузырьки воздуха. Значит,
в почве есть воздух
.

Опыт 2. Я снова взял немного почвы и нагрел её на огне

. Над почвой подержал
холодное стекло
. Очень скоро
стекло стало влажным
. Это позволило мне сделать вывод о том, что
в почве естьвода
.

Опыт 3. Я убрал стеклышко и продолжил нагревать почву

. Через некоторое время увидел
появление дыма
, а ещё почувствовал
неприятный запах
. Это
сгорал перегной почвы
, который образовался из остатков растений и животных. Значит, заключил я, в почве
содержитсяперегной
. Именно
перегной придает почве темный цвет.
Опыт 4. Прокалённую почву

, в которой весь перегной уже сгорел, я насыпал в стакан с водой и размешал, через некоторое время на дно стакана
осел песок, а поверх песка — глина
. Это говорило о том, что в состав почвы входят
песок и глина
.

Опыт 5. Я опустил почву в стакан с водой

. Тщательно всё размешал и дал отстояться. Потом я взял несколько капелек этой воды и поместил на стекло. Стал нагревать его, держа
над огнем
.
Вода быстро испарилась
. А на стекле остался
тонкий белый налет
. Это
минеральные соли
. Этот опыт показал, что
в почве содержатся минеральные соли
, которые могут растворяться в воде.

Опыты, которые я провел, показали, что:

Теперь, когда я узнал состав почвы

, могу точно сказать, почему она
плодородна
.
Корни растений дышат воздухом
, который содержится
в почве
. Они также
поглощают из почвы воду
, а вместе с водой в растение поступают растворенные в ней
минеральные вещества
.
Минеральные вещества
(или
минеральные соли
) — это
питательные вещества для растений, без которых они не могут жить. Все растения на вашей планете потребляют минеральные вещества
. Значит, получается, что
запасы минеральных веществ в почве должны быстро израсходоваться
. Но этого не происходит. Запас этот постоянно
пополняется благодаря перегною
.
Перегной
под действием
бактерий
, которые живут в
почве
, медленно, постепенно
превращается в соли
.
Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее
.

Плодородие почвы

повышают и животные, в ней обитающие. Например,
дождевые черви
. Они роют в почве ходы, глубоко
перемешивая почву
.
Дождевые черви
питаются
гниющими растениями
и затаскивают их с поверхности земли в свои норки. От этого
увеличивается количество перегноя в почве
. По ходам червей в почву легко
проникает воздух
и просачивается
дождевая вода
. Черви, как и другие животные, погибая
, обогащают почву перегноем.
А недавно, в беседе с тем знакомым ученым, я узнал, что есть целая
наука о почвах
. Называется она —
почвоведение
. А создал эту науку русский учёный
Василий Васильевич Докучаев
. Он
называл почву кормилицей человека и считал, что она для людей дороже нефти и золота.

Задания для домашней работы

Запиши в словарик главное свойство почвы.

Главное свойство почвы — Плодородие. Оно позволяет расти растениям.

Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.

У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют в почву лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням землю в горшках, нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.

На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.

Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.

Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в почве изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.

В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?

Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.

Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.

Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому дождевые черви очень полезны, они улучшают плодородие почвы.

Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.

Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы «Почва – живая Земля»

Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы «Почва – живая Земля»

Актуальность проекта.

Почвенные ресурсы земного шара ограничены. В результате неправильной эксплуатации почвенного покрова имеет место разрушение почв, утрата ими плодородия и отчуждение земель из активного сельскохозяйственного использования. В России имеется большое количество ареалов с катастрофически деформированной природой, в которой происходит деградация почв. А почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Все это подчеркивает необходимость бережного и рационального использования почвенных ресурсов от истощения, разрушения и загрязнения.

В проекте «Почва — живая земля» предлагается решение задачи подготовки детей к пониманию экологических проблем через организацию в детском саду экспериментальной деятельности. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Автор:

Ворожцова Наталья Сергеевна – воспитатель старшей группы

Тип проекта

познавательный, исследовательский.

Вид проекта

групповой

Срокам реализации

: среднесрочный (июнь — август)

Участники проекта:

дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели.

Цель проекта

Дать представление о почве, ее значении;

Практически доказать в какой почве лучше выращивать культурные растения.

Развивать умение анализировать проблему (определять и сравнивать влажную и сухую почву, свойства почвы);

Развивать способность аргументировать сделанные выводы, применять их в жизнедеятельности.

Задачи:

Формирование представлений у детей о почве как верхнем плодородном слое земли, её составе и значении.

Знакомство с «подземным царством»: обитателями почвы, их особенностями, их ролью в формировании почвы.

Формирование понятия в необходимости бережного отношения к почве и её обитателям, о значении почвенных животных в природе.

Учить детей ухаживать за растениями на опытнической грядке

Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.

Учить детей сравнивать почвы для лучшего выращивания культурных растений.

Учить делать простейшие умозаключения путем опытнической исследовательской деятельности;

Развитие речи и обогащение словаря

Выработка навыков в проведении лабораторных работ

Ожидаемый результат:

Развитие детей познавательной активности в процессе экспериментирования с почвой;

Почва и ее состав. 3 класс. Окружающий мир.

Комментарии преподавателя

Приветствие, плодородие почвы
Зна­е­те ли вы, ка­ко­во глав­ное свой­ство почвы? Глав­ное свой­ство почвы – ее пло­до­ро­дие. Почва – это верх­ний пло­до­род­ный слой земли. То есть это слой, со­дер­жа­щий ве­ще­ства, ко­то­рые необ­хо­ди­мы для роста и раз­ви­тия рас­те­ний, без ко­то­рых не бы­ва­ет и пло­дов. Чтобы узнать, что рас­те­ния по­лу­ча­ют из почвы, да­вай­те изу­чим ее со­став, про­де­лав опыты с поч­вой.

Состав почвы

Почва тем­но­го цвета. Если мы рас­смот­рим об­ра­зец почвы через лупу, то мы уви­дим остат­ки по­лу­сгнив­ших ко­реш­ков и ли­сточ­ков рас­те­ний, части тел чер­вя­ков, на­се­ко­мых и дру­гих мел­ких жи­вот­ных (рис. 1).

Рис. 1. Почва (Ис­точ­ник)

Если в ста­кан с водой опу­стить ку­со­чек сухой почвы, как объ­яс­нить по­яв­ле­ние пу­зырь­ков воз­ду­ха в воде? Этот опыт по­ка­зы­ва­ет, что в со­став почвы вхо­дит воз­дух.

После того как опу­стить почву в ста­кан с водой, нужно раз­ме­шать и дать ей от­сто­ять­ся. С по­мо­щью пи­пет­ки бе­рет­ся несколь­ко ка­пель этой воды и по­ме­ща­ет­ся на пред­мет­ное стек­ло. Те­перь нужно на­греть стек­ло над огнем свечи. После ис­па­ре­ния воды на стек­ле остал­ся тон­кий белый налет, это ми­не­раль­ные соли. Этот опыт по­ка­зал, что почва со­дер­жит ми­не­раль­ные соли, ко­то­рые могут рас­тво­рять­ся в воде.

Можно по­ло­жить почву в кры­шеч­ку, затем сле­ду­ет ее на­греть над пла­ме­нем свечи. Над поч­вой дер­жит­ся стек­ло. Стек­ло сна­ча­ла ста­но­вит­ся влаж­ным, а потом на нем по­яв­ля­ют­ся ка­пель­ки воды. Это вода, ко­то­рая со­дер­жит­ся в почве, при на­гре­ва­нии она ис­па­ря­ет­ся. Во­дя­ной пар под­ни­ма­ет­ся вверх, встре­ча­ет на своем пути хо­лод­ное стек­ло, охла­жда­ет­ся и пре­вра­ща­ет­ся в мель­чай­шие ка­пель­ки воды (рис. 2).

Рис. 2. Опыты над поч­вой (Ис­точ­ник)

Этот опыт по­ка­зы­ва­ет, что в почве при­сут­ству­ет вода. Если про­дол­жать на­гре­вать почву, то вско­ре по­явит­ся дым и непри­ят­ный запах. Это сго­ра­ет часть почвы, ко­то­рая со­сто­ит из пе­ре­гни­ва­ю­щих остат­ков рас­те­ний и мел­ких жи­вот­ных. Это со­став­ная часть почвы – пе­ре­гной. Если очень долго про­ка­ли­вать почву на огне, то пе­ре­гной пол­но­стью сго­рит и почва при­об­ре­тет серый цвет. Это до­ка­зы­ва­ет, что пе­ре­гной при­да­ет почве тем­ный цвет.

Если вы опу­сти­те немно­го почвы в ста­кан с водой, пе­ре­ме­ша­е­те и да­ди­те от­сто­ять­ся, то уви­ди­те, как на дно ося­дет слой песка, по­верх него – слой глины, а свер­ху слой тем­но­го цвета – это пе­ре­гной. Это до­ка­зы­ва­ет, что в почве со­дер­жит­ся песок и глина (рис. 3).

Рис. 3. Опыты над поч­вой (Ис­точ­ник)

Ка­ко­вы же ре­зуль­та­ты про­ве­ден­ных опы­тов и на­блю­де­ний? Мы узна­ли, что в со­став почвы вхо­дят воз­дух, вода, ми­не­раль­ные соли, пе­ре­гной, песок и глина.

Живая природа почвы

В почве все­гда есть и живая при­ро­да: корни рас­те­ний, бак­те­рии, дож­де­вые черви, му­равьи, жу­ки-на­воз­ни­ки и мно­гие дру­гие. Они гры­зут корни рас­те­ний, что-то из­мель­ча­ют, пе­ре­тас­ки­ва­ют, со­би­ра­ют.

Что же по­лу­ча­ют рас­те­ния из почвы? Во-пер­вых, воз­дух, корни рас­те­ний дышат воз­ду­хом, ко­то­рый на­хо­дит­ся в почве. Во-вто­рых, воду. Рас­те­ния вме­сте с водой по­гло­та­ют пи­та­тель­ные ве­ще­ства. Остат­ки по­гиб­ших рас­те­ний и жи­вот­ных пе­ре­ра­ба­ты­ва­ют бак­те­рии и на­се­ко­мые, ко­то­рые на­хо­дят­ся в почве. Так, почва по­сто­ян­но по­пол­ня­ет­ся пе­ре­гно­ем и ми­не­раль­ны­ми со­ля­ми. Это на­сто­я­щая кла­до­вая пи­та­тель­ных ве­ществ для рас­те­ний. Кроме того, жи­вот­ные, оби­та­ю­щие в почве, рых­лят ее, и в почву лучше про­ни­ка­ют воз­дух и вода.

Земля – кормилица

Когда го­во­рят, что земля – кор­ми­ли­ца, имеют в виду почву. Рас­те­ния берут из почвы воду и рас­тво­рен­ные в ней пи­та­тель­ные ве­ще­ства. Рас­те­ни­я­ми пи­та­ют­ся очень мно­гие жи­вот­ные. На­се­ко­мые едят корни рас­те­ний, стеб­ли, ли­стья (рис. 4), зер­но­яд­ные птицы ла­ко­мят­ся пло­да­ми. Рас­ти­тель­ный корм по­еда­ют ко­ро­вы, ло­ша­ди, лоси.

Рис. 4. Май­ский жук (Ис­точ­ник)

Рас­ти­тель­но­яд­ные жи­вот­ные ста­но­вят­ся до­бы­чей для хищ­ни­ков. Сле­до­ва­тель­но, хищ­ные жи­вот­ные за­ви­сят от пло­до­ро­дия почв.

Че­ло­век на земле вы­ра­щи­ва­ет зер­но­вые, овощ­ные, бо­бо­вые, пло­до­во-ягод­ные и де­ко­ра­тив­ные рас­те­ния. Пло­до­род­ная почва обес­пе­чи­ва­ет людей одеж­дой из хлоп­ка и льна, до­маш­них жи­вот­ных – кор­мом, а они дают че­ло­ве­ку мо­ло­ко, мясо, яйца, мед, шерсть и мно­гие дру­гие про­дук­ты. Почва – это важ­ней­шее бо­гат­ство стра­ны, по­это­му зем­ле­дель­цы за­бо­тят­ся о по­вы­ше­нии ее пло­до­ро­дия и охра­ня­ют ее.

Забота о почве

Как люди за­бо­тят­ся о почве? Для того чтобы почва лучше про­пус­ка­ла воз­дух и удер­жи­ва­ла воду, еже­год­но ее пе­ре­ка­пы­ва­ют и рых­лят. При осен­ней пе­ре­коп­ке после сбора уро­жая комья земли не раз­би­ва­ют­ся, зимой между ними за­дер­жи­ва­ет­ся снег, по­это­му вес­ной почва лучше про­пи­ты­ва­ет­ся водой. Рых­лят почву вес­ной, перед самым по­се­вом (рис. 5). В рых­лой земле лучше про­рас­та­ют се­ме­на, быст­рее про­би­ва­ют­ся на­ру­жу рост­ки, хо­ро­шо раз­ви­ва­ет­ся кор­не­вая си­сте­ма.

Рис. 5. Рых­ле­ние почвы (Ис­точ­ник)

В почве очень мало рас­тво­рен­ных солей, по­это­му необ­хо­ди­мо еже­год­но по­пол­нять за­па­сы солей. На за­во­дах про­из­во­дят удоб­ре­ния, ко­то­рые со­дер­жат все необ­хо­ди­мые для роста рас­те­ний ми­не­раль­ные соли. Но есть и очень хо­ро­шие при­род­ные удоб­ре­ния, это торф и навоз. Их на­но­сят на почву осе­нью. Чем бо­га­че почва пе­ре­гно­ем, тем она пло­до­род­нее. Бла­го­да­ря тем­но­му цвету, почва лучше про­гре­ва­ет­ся под сол­неч­ны­ми лу­ча­ми.

Что на­но­сит вред почве? Вред почве при­чи­ня­ют овра­ги (рис. 6), силь­ные ветры, лив­не­вые дожди, ко­ле­са про­ез­жа­ю­щих ав­то­мо­би­лей, бы­то­вой мусор. Но люди на­учи­лись бо­роть­ся с овра­га­ми, на­при­мер, их скло­ны рас­па­хи­ва­ют не вдоль, а по­пе­рек.

Рис. 6. Овра­ги (Ис­точ­ник)

Рост­ки за­дер­жи­ва­ют воду, и она не сте­ка­ет вниз по скло­ну и не раз­мы­ва­ет почву. Еще, чтобы оста­но­вить рост овра­гов, вы­са­жи­ва­ют ку­стар­ни­ки и де­ре­вья на вер­ши­нах и скло­нах овра­га. В тех ме­стах, где силь­ные ветры ча­стые, люди вы­са­жи­ва­ют ле­со­за­щит­ные по­ло­сы и сеют травы.

Подведение итогов

Се­год­ня на уроке вы по­лу­чи­ли зна­ния о со­ста­ве почвы. Также вы узна­ли зна­че­ние почвы для жизни че­ло­ве­ка.

ИСТОЧНИКИ

https://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/vzaimosvyaz-nezhivoy-i-zhivoy-prirody/pochva-i-eyo-sostav

https://www.youtube.com/watch?v=nTMCgoqNQ8A

https://www.youtube.com/watch?v=meUUt7CtwIk — заставка

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: