Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.
Ход опыта: положим кусочек почвы на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.
Вывод: в почве есть влага.
Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.
Ход опыта: продолжим нагревать почву. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.
Вывод: почва состоит из перегноя.
Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: прокалённую почву бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.
Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.
Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась почва. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.
Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.
Окружающий мир 3 класс
Что такое почва
Верхний плодородный слой земли — почва. Главное свойство почвы — плодородие.
Практическая работа «Состав почвы» Выполни опыты. Запиши результаты в таблицу.
Опыт 1. Бросим комочек сухой почвы в воду. Увидим, что из почвы выходят пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух. Опыт 2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Этот опыт показывает, что в почве есть вода. Опыт 3. Будем продолжать нагревать почву. Вскоре мы увидим дым, почувствуем неприятный запах. Это сгорает перегной почвы, который образовался из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. Опыт 4. Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел ( она серого цвета), насыплем в стакан с водой и размешаем. Через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка — глина. Опыт 5. Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим его на огнём. Вода быстро испариться, а на стекле останется белый налёт. Это минеральные соли. Значит, в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.
№ опыта | В состав почвы входит… |
1 | воздух |
2 | вода |
3 | перегной |
4 | песок, глина |
5 | минеральные соли |
Итак, в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворённые минеральные соли. Соли — это питательные вещества, без которых растения не могут жить.
Перечисли, что растения получают из почвы. Растения получают из почвы: воздух, воду, минеральные соли.
Отгадай кроссворд «Почва:
1. Верхний слой земли, на котором растут растения. Ответ: почва 2. Вещество, входящее в состав почвы, благодаря которому растения лучше растут. Ответ: перегной 3. Основное свойство почвы. Ответ: плодородие 4. Одна из составных частей почвы. Ответ: песок
В почве солей мало. Растения могли бы быстро их израсходовать, но этого не происходит. Запас солей в почве постоянно пополняется благодаря перегною. Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, медленно, постепенно превращается в соли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее. Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так животные повышают плодородие почвы.
Какие животные живут в почве? Ответ: Медведка, личинка жука, сверчок, крот, многоножка, жаба, лесная мышь, дождевой червь.
Проверь себя
Что такое почва?
Почва — это верхний плодородный слой земли.
Какой состав имеет почва?
Почва состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.
Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?
Доказать, что в почве есть воздух можно бросив почву в воду.
Доказать, что в почве есть вода можно нагрев её.
Доказать, что в почве есть перегной можно прокалив её.
Доказать, что в почве есть песок и глина можно размешав прокалённую почву в воде.
Доказать, что в почве есть соли можно отфильтровав воду и испарив её.
Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?
В почве обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.
Все эти животные улучшают плодородие почвы, рыхлят её и перерабатывают органические останки.
В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие почвы.
Почва
Привет, ребята! Очень рад снова встретиться с вами. Посмотрите, у меня сегодня кое-то есть в мешочке. Чтобы узнать, что это, отгадайте мою загадку.
Самый верхний слой земельный,
В ней растут трава, деревья,
Плодородием обладает,
Как ее все называют?
Догадались? Конечно же, это почва
. Итак, мои юные друзья, сегодня я расскажу вам о том, как я изучал
почву
и что о ней узнал.
В ваших книгах я прочёл, что почва
— это
верхний плодородный слой земли.
Как он выглядит, этот верхний слой
? — подумал я, — нужно обязательно разобраться. Мне повезло, я встретился с одним ученым, изучавшим
строение земной коры
. Смотрите это он. Сейчас он работает, спустился вглубь ямы и что-то старательно исследует. Этот учёный показал мне,
как выглядит почва
. Видите этот
темный верхний слой
. Это и есть
почва
. В ней находятся
корни растений, живут некоторые животные.
Этот добрый учёный рассказал мне также о том, как образовалась почва
. Оказывается, раньше
почва не покрывала плодородным слоем Землю
. На поверхности Земли находились только камни и скалы. Но под действием
ветров, дождей, мороза и жары
скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. На их месте постепенно образовывался
рыхлый слой
, в который могли проникать вода и воздух. Самые
неприхотливые растения
, семена которых переносились ветром, поселялись на нем, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой
перегноя
. В этот слой попадали
семена
других растений, они разрастались, и отмирая, тоже
увеличивали слой чернозёма
. Так постепенно
образовалась почва
. Но процесс этот не был быстрым. На него ушли тысячи лет.
Ещё я узнал, что самое главное свойство вашей почвы
— это
плодородие
, т.е.
способность обеспечивать рост и развитие растений
.
Почему же почва плодородна
? — подумал я. Наверное, потому, что в ней
содержится всё необходимое для жизни растений
. А что необходимо для жизни растений?
Воздух, вода, перегной, минеральные соли.
Чтобы узнать, есть ли это всё в почве
, я провел несколько опытов.
Опыт 1. Я взял комочек сухой почвы
и бросил его в стакан с водой. Из почвы стали выходить пузырьки воздуха. Значит,
в почве есть воздух
.
Опыт 2. Я снова взял немного почвы и нагрел её на огне
. Над почвой подержал
холодное стекло
. Очень скоро
стекло стало влажным
. Это позволило мне сделать вывод о том, что
в почве естьвода
.
Опыт 3. Я убрал стеклышко и продолжил нагревать почву
. Через некоторое время увидел
появление дыма
, а ещё почувствовал
неприятный запах
. Это
сгорал перегной почвы
, который образовался из остатков растений и животных. Значит, заключил я, в почве
содержитсяперегной
. Именно
перегной придает почве темный цвет.
Опыт 4. Прокалённую почву
, в которой весь перегной уже сгорел, я насыпал в стакан с водой и размешал, через некоторое время на дно стакана
осел песок, а поверх песка — глина
. Это говорило о том, что в состав почвы входят
песок и глина
.
Опыт 5. Я опустил почву в стакан с водой
. Тщательно всё размешал и дал отстояться. Потом я взял несколько капелек этой воды и поместил на стекло. Стал нагревать его, держа
над огнем
.
Вода быстро испарилась
. А на стекле остался
тонкий белый налет
. Это
минеральные соли
. Этот опыт показал, что
в почве содержатся минеральные соли
, которые могут растворяться в воде.
Опыты, которые я провел, показали, что:
Теперь, когда я узнал состав почвы
, могу точно сказать, почему она
плодородна
.
Корни растений дышат воздухом
, который содержится
в почве
. Они также
поглощают из почвы воду
, а вместе с водой в растение поступают растворенные в ней
минеральные вещества
.
Минеральные вещества
(или
минеральные соли
) — это
питательные вещества для растений, без которых они не могут жить. Все растения на вашей планете потребляют минеральные вещества
. Значит, получается, что
запасы минеральных веществ в почве должны быстро израсходоваться
. Но этого не происходит. Запас этот постоянно
пополняется благодаря перегною
.
Перегной
под действием
бактерий
, которые живут в
почве
, медленно, постепенно
превращается в соли
.
Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее
.
Плодородие почвы
повышают и животные, в ней обитающие. Например,
дождевые черви
. Они роют в почве ходы, глубоко
перемешивая почву
.
Дождевые черви
питаются
гниющими растениями
и затаскивают их с поверхности земли в свои норки. От этого
увеличивается количество перегноя в почве
. По ходам червей в почву легко
проникает воздух
и просачивается
дождевая вода
. Черви, как и другие животные, погибая
, обогащают почву перегноем.
А недавно, в беседе с тем знакомым ученым, я узнал, что есть целая
наука о почвах
. Называется она —
почвоведение
. А создал эту науку русский учёный
Василий Васильевич Докучаев
. Он
называл почву кормилицей человека и считал, что она для людей дороже нефти и золота.
Задания для домашней работы
Запиши в словарик главное свойство почвы.
Главное свойство почвы — Плодородие. Оно позволяет расти растениям.
Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.
У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют в почву лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням землю в горшках, нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.
На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.
Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.
Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в почве изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.
В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?
Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.
Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.
Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому дождевые черви очень полезны, они улучшают плодородие почвы.
Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.
Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы «Почва – живая Земля»
Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы «Почва – живая Земля»
Актуальность проекта.
Почвенные ресурсы земного шара ограничены. В результате неправильной эксплуатации почвенного покрова имеет место разрушение почв, утрата ими плодородия и отчуждение земель из активного сельскохозяйственного использования. В России имеется большое количество ареалов с катастрофически деформированной природой, в которой происходит деградация почв. А почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Все это подчеркивает необходимость бережного и рационального использования почвенных ресурсов от истощения, разрушения и загрязнения.
В проекте «Почва — живая земля» предлагается решение задачи подготовки детей к пониманию экологических проблем через организацию в детском саду экспериментальной деятельности. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Автор:
Ворожцова Наталья Сергеевна – воспитатель старшей группы
Тип проекта
познавательный, исследовательский.
Вид проекта
групповой
Срокам реализации
: среднесрочный (июнь — август)
Участники проекта:
дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели.
Цель проекта
Дать представление о почве, ее значении;
Практически доказать в какой почве лучше выращивать культурные растения.
Развивать умение анализировать проблему (определять и сравнивать влажную и сухую почву, свойства почвы);
Развивать способность аргументировать сделанные выводы, применять их в жизнедеятельности.
Задачи:
Формирование представлений у детей о почве как верхнем плодородном слое земли, её составе и значении.
Знакомство с «подземным царством»: обитателями почвы, их особенностями, их ролью в формировании почвы.
Формирование понятия в необходимости бережного отношения к почве и её обитателям, о значении почвенных животных в природе.
Учить детей ухаживать за растениями на опытнической грядке
Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.
Учить детей сравнивать почвы для лучшего выращивания культурных растений.
Учить делать простейшие умозаключения путем опытнической исследовательской деятельности;
Развитие речи и обогащение словаря
Выработка навыков в проведении лабораторных работ
Ожидаемый результат:
Развитие детей познавательной активности в процессе экспериментирования с почвой;
Почва и ее состав. 3 класс. Окружающий мир.
Комментарии преподавателя
Приветствие, плодородие почвы
Знаете ли вы, каково главное свойство почвы? Главное свойство почвы – ее плодородие. Почва – это верхний плодородный слой земли. То есть это слой, содержащий вещества, которые необходимы для роста и развития растений, без которых не бывает и плодов. Чтобы узнать, что растения получают из почвы, давайте изучим ее состав, проделав опыты с почвой.
Состав почвы
Почва темного цвета. Если мы рассмотрим образец почвы через лупу, то мы увидим остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и других мелких животных (рис. 1).
Рис. 1. Почва (Источник)
Если в стакан с водой опустить кусочек сухой почвы, как объяснить появление пузырьков воздуха в воде? Этот опыт показывает, что в состав почвы входит воздух.
После того как опустить почву в стакан с водой, нужно размешать и дать ей отстояться. С помощью пипетки берется несколько капель этой воды и помещается на предметное стекло. Теперь нужно нагреть стекло над огнем свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли. Этот опыт показал, что почва содержит минеральные соли, которые могут растворяться в воде.
Можно положить почву в крышечку, затем следует ее нагреть над пламенем свечи. Над почвой держится стекло. Стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды. Это вода, которая содержится в почве, при нагревании она испаряется. Водяной пар поднимается вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды (рис. 2).
Рис. 2. Опыты над почвой (Источник)
Этот опыт показывает, что в почве присутствует вода. Если продолжать нагревать почву, то вскоре появится дым и неприятный запах. Это сгорает часть почвы, которая состоит из перегнивающих остатков растений и мелких животных. Это составная часть почвы – перегной. Если очень долго прокаливать почву на огне, то перегной полностью сгорит и почва приобретет серый цвет. Это доказывает, что перегной придает почве темный цвет.
Если вы опустите немного почвы в стакан с водой, перемешаете и дадите отстояться, то увидите, как на дно осядет слой песка, поверх него – слой глины, а сверху слой темного цвета – это перегной. Это доказывает, что в почве содержится песок и глина (рис. 3).
Рис. 3. Опыты над почвой (Источник)
Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений? Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.
Живая природа почвы
В почве всегда есть и живая природа: корни растений, бактерии, дождевые черви, муравьи, жуки-навозники и многие другие. Они грызут корни растений, что-то измельчают, перетаскивают, собирают.
Что же получают растения из почвы? Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой поглотают питательные вещества. Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.
Земля – кормилица
Когда говорят, что земля – кормилица, имеют в виду почву. Растения берут из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества. Растениями питаются очень многие животные. Насекомые едят корни растений, стебли, листья (рис. 4), зерноядные птицы лакомятся плодами. Растительный корм поедают коровы, лошади, лоси.
Рис. 4. Майский жук (Источник)
Растительноядные животные становятся добычей для хищников. Следовательно, хищные животные зависят от плодородия почв.
Человек на земле выращивает зерновые, овощные, бобовые, плодово-ягодные и декоративные растения. Плодородная почва обеспечивает людей одеждой из хлопка и льна, домашних животных – кормом, а они дают человеку молоко, мясо, яйца, мед, шерсть и многие другие продукты. Почва – это важнейшее богатство страны, поэтому земледельцы заботятся о повышении ее плодородия и охраняют ее.
Забота о почве
Как люди заботятся о почве? Для того чтобы почва лучше пропускала воздух и удерживала воду, ежегодно ее перекапывают и рыхлят. При осенней перекопке после сбора урожая комья земли не разбиваются, зимой между ними задерживается снег, поэтому весной почва лучше пропитывается водой. Рыхлят почву весной, перед самым посевом (рис. 5). В рыхлой земле лучше прорастают семена, быстрее пробиваются наружу ростки, хорошо развивается корневая система.
Рис. 5. Рыхление почвы (Источник)
В почве очень мало растворенных солей, поэтому необходимо ежегодно пополнять запасы солей. На заводах производят удобрения, которые содержат все необходимые для роста растений минеральные соли. Но есть и очень хорошие природные удобрения, это торф и навоз. Их наносят на почву осенью. Чем богаче почва перегноем, тем она плодороднее. Благодаря темному цвету, почва лучше прогревается под солнечными лучами.
Что наносит вред почве? Вред почве причиняют овраги (рис. 6), сильные ветры, ливневые дожди, колеса проезжающих автомобилей, бытовой мусор. Но люди научились бороться с оврагами, например, их склоны распахивают не вдоль, а поперек.
Рис. 6. Овраги (Источник)
Ростки задерживают воду, и она не стекает вниз по склону и не размывает почву. Еще, чтобы остановить рост оврагов, высаживают кустарники и деревья на вершинах и склонах оврага. В тех местах, где сильные ветры частые, люди высаживают лесозащитные полосы и сеют травы.
Подведение итогов
Сегодня на уроке вы получили знания о составе почвы. Также вы узнали значение почвы для жизни человека.
ИСТОЧНИКИ
https://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/vzaimosvyaz-nezhivoy-i-zhivoy-prirody/pochva-i-eyo-sostav
https://www.youtube.com/watch?v=nTMCgoqNQ8A
https://www.youtube.com/watch?v=meUUt7CtwIk — заставка