Текст для проверки техники чтения 6 класс (сентябрь)

Школьная программа по литературе в 6-м классе включает в себя произведения русских писателей XIX и XX веков.

В программе представлены прозаические и поэтические произведения.

Художественные произведения рекомендуется прочитать в течение лета, чтобы во время учебного года не тратить на это время.

Для прочтения всего списка обязательной литературы летом перед 6-м классом надо ежедневно читать примерно 15 минут или 4–5 страниц текста.

Самым объемным произведением списка является «Детство Темы» Гарина-Михайловского.

Список обязательной литературы на лето для 6-го класса

Автор произведенияНазвание
Пушкин А.С.«Дубровский»
Гоголь Н.В.«Майская ночь, или Утопленница»
Некрасов Н.А.«Железная дорога»
Гарин-Михайловский Н.Г.«Детство Темы»
Тургенев И.С.Рассказы из цикла «Записки охотника»: «Бежин луг»
Лесков Н.С.«Человек на часах»
Андреев. Л. Н.«Петька на даче», «Ангелочек»
Чехов А.П.«Толстый и тонкий»
Платонов А.П.«Корова»
Астафьев В.П.«Монах в новых штанах», «Зачем я убил коростеля?» «Конь с розовой гривой»
Шергин Б.«Детство в Архангельске», «Миша Ласкин»
Абрамов Ф. А.«Собачья гордость», «О чем плачут лошади»
Пришвин М.М.«Таинственный ящик», «Синий лапоть»

Если есть желание и возможность уделять литературе больше времени, чем это необходимо для освоения школьной программы, то существует список дополнительной литературы для чтения.

Тексты для проверки техники чтения (5 класс)

Александр Сергеевич Барков

Как медведя будили

С каждым днём всё жарче припекает солнце. Звери начали пробуждаться от зимнего сна.

Вешним теплом погреться на лесную проталину выбежала сорока. Длинным хвостом качнула, напилась водицы, повеселела и затрещала:

— Больно долго косолапый медведь в берлоге спит! Небось все бока пролежал.

— Лесной доктор! — крикнула сорока дятлу. — Пора косолапого будить.

— Давно пора! — согласился чёрный дятел.

Уселся на корявую берёзу и давай колотить по стволу. Только щепки в разные стороны полетели!

А мишка знай себе посапывает да лапу сосёт.

Позвала белобока волков:

— Уж больно косолапый заспался!

— Заспался! Заспался! — серые разбойники лязгнули зубами, подошли к берлоге и давай выть на разные голоса.

А мишка только за ухом почесал и погрузился в сладкую дрёму.

— Кума Патрикеевна! — шепнула сорока лисе на ухо. — Как косолапого с лёжки поднять?!

— Да проще простого! — ухмыльнулась рыжая плутовка. — Вот гляди…

Зачерпнула лиса ведёрко талой водицы да в дыру у медвежьей берлоги и вылила.

Заурчал, запыхтел, завозился медведь. Протёр глаза лапой и вылез из зимнего логова.

— Добрый день, косолапый! — обрадовались звери.

Медведь встал на задние лапы, глаза протёр, приосанился, хлопнул в ладоши:

— Ну-ка, лесной народец, собирайся!

Прибежали на поляну звери, начали хороводы водить, песни петь, весну-красну праздновать!

Сергей Алексеевич Баруздин

Пчелиная напасть

Жил я в детстве в деревне. Всем был доволен: и рекой, и лесом, и полной свободой.

Но у хозяина дома, где мы жили, было несколько ульев с пчелами. Пчелы — миролюбивые существа, если их не обижать. И верно: наши пчелы никого не трогали.

Никого, кроме меня. Стоило мне выйти из избы, как какая-нибудь пчела обязательно меня укусит. А бывали дни, когда меня жалили и по нескольку раз.

— Балуешься много, — говорила мать, — вот они и кусают.

— Не балуюсь, — оправдывался я. — Совсем их не трогаю.

Время шло, но не было дня, чтобы я избежал этой пчелиной напасти.

Хотел я спросить нашего хозяина, почему пчелы меня не любят, но побоялся. А вышло так, что я все равно не избежал разговора с хозяином.

Как-то вечером сидел я весь искусанный за столом, ужинал. Вошел в комнату хозяин, спрашивает:

— Тебя что, пчелы опять покусали?

— Покусали, — говорю. — Только вы не подумайте, что я их дразнил. Я к ульям и близко не подхожу…

Хозяин недоверчиво покачал головой.

— Странно. Они у меня смирные, — а сам ко мне присматривается.

— А ты лук любишь? — спрашивает вдруг он.

Я обрадовался, что меня не ругают за пчел, и отвечаю:

— Да, очень люблю! Каждый день зеленый лук ем.

— Вот, брат, за это они тебя и кусают, — рассмеялся хозяин. — Пчелы к разным запахам очень привередливы. Придется тебе воздержаться от лука.

С того дня я за все лето больше ни одной стрелки лука не съел.

А пчелы и верно перестали меня жалить.

Сергей Алексеевич Баруздин

Артист

На киностудии снимали новый фильм. В фильме должна была быть такая сцена. В избу, где спит человек, залезает медведь, человек в испуге просыпается. Еще больше пугается, увидев человека, медведь. Он убегает в окно. Пустяковая сцена, на две минуты.

В цирке как раз шла программа, в которой выступал дрессировщик медведей. Наутро дрессировщик привез на студию самого крупного медведя.

— Вы не бойтесь, — сказал дрессировщик. — Мой Топтыгин ручной.

В подтверждение его слов медведь охотно съел пирожное и ловко прокатился на велосипеде.

— Артист! — обрадовался режиссер. — Нам такой и нужен. Мы его даже без репетиции снимем!

Настал день съемок. Артист лег на лавку, притворился спящим. Режиссер дал команду. Включили яркий свет. В приоткрытую дверь избы дрессировщик впустил медведя. И тут произошло неожиданное.

Попав на яркий свет, мишка встал на задние лапы и начал танцевать. Затем он несколько раз перекувырнулся через голову и, довольный, уселся посреди избы.

— Стоп! — закричал режиссер. — Неужели нельзя ему как-нибудь объяснить, что все это не нужно?

Но объяснить мишке было трудно. Так прошел весь день. И следующий. И все равно, как только мишка попадал под свет прожекторов, он начинал старательно выполнять знакомые ему цирковые номера.

Наконец режиссер не выдержал.

— Ваш медведь нам не подходит, — сказал он дрессировщику. — Он артист, а нам нужен простой, необразованный медведь…

Так и пришлось дрессировщику увести своего Топтыгина.

Список дополнительной литературы на лето для 6-го класса

Автор произведенияНазвание
Русские народные сказки
Державин Г.Р.«Лебедь»
Аксаков С.А.«Детские годы Багрова-внука», «Буран»
Батюшков К.Н.«На развалинах замка в Швеции»
Давыдов Д.В.«Партизан»
Глинка Ф.Н.«Не слышно шуму городского», «Утро вечера мудрее»
Рылеев К.Ф.«Державин»
Баратынский Е.А.«Родина»
Жуковский В.А.«Светлана»
Пушкин А.С.«Жених», «Во глубине сибирских руд…», «Выстрел», «Гробовщик», «Песнь о вещем Олеге»
Гоголь Н.В.«Страшная месть», «Вий»
Языков Н.М.«Родина», «Настоящее», «Две картины»
Тютчев Ф.И.«Сон на море», «Весна», «Как весел грохот летних бурь…»
Лермонтов М.Ю.«Воздушный корабль», «Русалка», «Морская царевна», «Ашик-Кериб»
Одоевский В.Ф.Отрывки из журнала Маши»
Толстой А.К.«Князь Серебряный»
Майков А.Н.«Боже мой! Вчера – ненастье…», «Сенокос», «Емшан»
Островский А.Н.«Снегурочка»
Кольцов А.В.«Не шуми ты, рожь…», «Лес»
Некрасов Н.А.«Влас», «Дедушка»
Тургенев И.С.Рассказы из цикла «Записки охотника»: «Бурмистр», «Певцы», «Хорь и Калиныч»
Достоевский Ф.М.«Мальчик у Христа на елке»
Толстой Л.Н.«Хаджи-Мурат»
Лесков Н.С.«Левша», «Тупейный художник»
Куприн А.И.«Чудесный доктор», «Ю-Ю», «Изумруд», «Белый пудель»
Гаршин В.М.«Сказка о жабе и розе», «Сигнал»
Мамин-Сибиряк Д.Н.Рассказы
Чехов А.П.«Беззащитное существо», «Жалобная книга», «Мальчики», «Налим», «Детвора», «Лошадиная фамилия», «Дочь Альбиона», «Злой мальчик»
Черный Саша«Дневник фокса Микки»
Чарская Л.«Начало жизни», «Княжна Джаваха»
Платонов А.П.«Разноцветная бабочка», «Неизвестный цветок»
Паустовский К.Г.«Бакенщик», «Растрепанный воробей», «Далёкие годы», «Последний черт», «Кот Ворюга», «Стальное колечко», «Мещерская сторона»
Катаев В.П.«Сын полка», «Электрическая машинка»
Астафьев В.П.«Деревья растут для всех»
Железников В.К.«Чудак из шестого «Б», «Путешественник с багажом», «Хорошим людям – доброе утро»
Лиханов А.А.«Последние холода»
Пришвин М.М.«Корабельная чаща», «Лесная капель»
Искандер Ф.«Приключения Чика»
Крапивин В.П.«Брат, которому семь», «Звезды под дождем»
Яковлев Ю.А.«Багульник», «Рыцарь Вася», «Мальчик с коньками», «А Воробьев стекла не выбивал»
Распутин В.Г.«Уроки французского»
Шварц Е.Л.«Два клена»
Рыбаков А.«Кортик», «Бронзовая птица»
Шукшин В.М.«Экзамен»
Булычев К.«Приключения Алисы», «Девочка, с которой ничего не случится», «Заповедник сказок», «Козлик Иван Иванович», «Сто лет тому вперёд»
Мифы, сказания, легенды народов мира
Гомер«Илиада» (отрывок), «Одиссея» (отрывок)
Сказки народов мира
Детская библия
«Песнь о Роланде»
По Э.«Овальный портрет», «Очки»
Гюго В.«Козетта», «Гаврош»
Уайлд О.«Кентервильское привидение»
О’Генри«Вождь краснокожих»
Честертон Г.«Тайна отца Брауна»
Верн Ж.«Таинственный остров», «Двадцать тысяч лье под водой», «Дети капитана Гранта»
Уэллс Г.«Человек-невидимка».
Кэрролл Л.«Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
Мало Г.«Без семьи»
Додж М.«Серебряные коньки»
Конан Дойл А.«Горбун, «Рассказы о Шерлоке Холмсе»
Твен М.«История с привидением», «Приключения Гекльберри Финна»
Сент-Экзюпери А.«Маленький принц»
Брэдбери Р.Рассказы
Таркинтон Б.«Приключения Пенрода»
Уайт Т. Х.«Свеча на ветру»
Ирвинг В.«Жених-призрак»
Сетон-Томпсон Э.«Животные-герои», «Рассказы о животных»
Эндэ М.«Бесконечная книга»
Фарджон Э.«Седьмая принцесса»

Тексты для проверки техники чтения в 5-7 классах (2 полугодие)

5 класс

Наконец-то наступил март! С юга потянуло влажным теплом. Выглянуло солнце, и пошел по земле веселый перезвон капели, будто весна катила на невидимой тройке лошадей .

За окном, в кустах бузины, отогревшиеся воробьи подняли шумиху. Каждый старался изо всех сил, радуясь, что остался жив: «Жив! Жив! Жив!»

Вдруг с крыши сорвалась подтаявшая сосулька и угодила в самую воробьиную кучу. Стая с шумом перелетела на крышу соседнего дома. Там воробьи расселись рядком на гребне и только успокоились, как по крыше скользнула тень большой птицы. Воробьи испуганно метнулись за гребень.

Но тревога была напрасной. На печную трубу опустилась обыкновенная ворона.

Сегодня ей повезло. В клюве она держала большой ломоть хлеба.

Усевшись, она подозрительно осмотрелась: не видно ли поблизости мальчишек. И что за привычка у этих сорванцов бросать камнями? Потом она оглядела ближайшие заборы, деревья, крыши: там могли оказаться другие вороны. Они тоже не дадут спокойно перекусить. Сейчас же слетятся и полезут в драку.

Но неприятностей, кажется, не предвиделось. Воробьи снова уселись в бузину и оттуда завистливо посматривали на ее кусок хлеба. Но эту скандальную мелюзгу она в расчет не принимала.

Итак, можно закусить!

Ворона положила ломоть на край трубы, наступила на него обеими лапами и принялась долбить. Когда отламывался особенно большой кусок, он застревал в горле, ворона вытягивала шею и беспомощно дергала головой. Проглотив, она на некоторое время снова принималась озираться по сторонам.

И вот после очередного удара клювом из-под лап выскочил большой ком мякиша и, свалившись с трубы, покатился по скату крыши. Ворона досадливо каркнула: хлеб может упасть на землю и достанется воробьям, что пристроились в кустах под окном.

Техника чтения

класс 1 полугодие 2 полугодие
5 класс 90 – 100 слов 110 — 120 слов
6 класс 120 -130 слов 130 – 140 слов
7 класс 140 – 150слов 150– 160 слов

6 класс

Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в районный центр. За неделю раньше туда съездила мать, договорилась со своей знакомой, что я буду жить у неё. В последний день августа дядя Ваня, шофер единственного в деревне грузовика, привёз меня на улицу Подкаменную, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь. Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку зерна овса и ржи, чтобы все время не думать о еде

Трудно сказать, как решилась мать отпустить меня в район (районный центр у нас называли районом). Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет .Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей небольшой деревенской библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории.

И мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый.

Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского языка, у меня были пятерки.

  1. В какое время происходят события в рассказе?
  2. Как жили деревенские жители в это время
  3. Почему мальчик поехал в район?
  4. Как учился мальчик в деревне?
  5. Как он стал учиться в городе?
  6. Какие чувства испытываешь ты, прочитав начала рассказа?

7 класс

Когда мне было лет шесть, наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем в конце концов буду на этом свете. То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. А на другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжёлый мяч; по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе.

Я сказал папе:

– Папа, купи мне боксёрскую грушу! Буду тренироваться и стану боксёром.

– Нечего тратить на ерунду деньги, – ответил папа. – Тренируйся уж как-нибудь без груши.

И он оделся и пошёл на работу. А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.

Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула из неё здоровущего плюшевого мишку.

– Вот. Хороший мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Чем не груша? Давай тренируйся сколько душе угодно!

Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было тренироваться и развивать силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся…

И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал…

И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а я хочу тренировать об него силу удара…

– Что с тобой? – спросила мама, приоткрыв дверь.

А я не знал, что со мной, я задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал:

– Я раздумал быть боксёром.

(По В.Ю. Драгунскому)*

  1. Чем озадачен был рассказчик в шесть лет?
  2. Что повлияло на его выбор стать боксёром?
  3. С какой просьбой обратился мальчик к отцу??
  4. Какой выход предложила мама?
  5. Как выглядел медведь
  6. Почему мальчик передумал быть боксёром?

Техника чтения

класс 1 полугодие 2 полугодие
5 класс 90 – 100 слов 110 — 120 слов
6 класс 120 -130 слов 130 – 140 слов
7 класс 140 – 150слов 150– 160 слов

БЛАНК ОТЧЁТА

Класс____________ Учитель__________________________________

Кол-во учащихся по списку__________

Кол-во проверенных уч-ся___________

ФИ уч-ся Ниже нормы Норма Выше нормы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
ИТОГО кол-во / %

Родная литература

  1. Русские народные сказки.
  2. Мифы и легенды народов мира.
  3. !_Легенда об Арионе.
  4. Аксаков С.А. Детские годы Багрова — внука, Буран.
  5. !_Астафьев В.П. Деревья растут для всех, Конь с розовой гривой.
  6. !_Ахматова А.А. Перед весной бывают дни такие…
  7. !_Баратынский Е.А. Родина, Весна! Весна! Как воздух чист!, Чудный град порой сольётся.
  8. Батюшков К.Н. На развалинах замка в Швеции.
  9. !_Блок А.А. Летний вечер. О, как безумно за окном…
  10. Булычев К. Приключения Алисы: Девочка, с которой ничего не случится, Заповедник сказок, Козлик Иван Иванович, Сто лет тому вперёд.
  11. Гаршин В. М. Сигнал.
  12. Глинка Ф.Н. Не слышно шуму городского, Утро вечера мудрее.
  13. Гоголь Н.В. Страшная месть, Вий.
  14. !_Грин А. С. Алые паруса.
  15. Давыдов Д.В. Партизан.
  16. Державин Г.Р. Лебедь.
  17. !_Дмитриев И.И. Муха.
  18. Достоевский Ф.М. Мальчик у Христа на елке.
  19. !_Есенин С.А. Мелколесье. Степь и дали, Пороша.
  20. Железников В.К. Чудак из шестого «Б», Путешественник с багажом, Хорошим людям — доброе утро.
  21. Жуковский В. А. Светлана.
  22. Искандер Ф. Приключения Чика.
  23. Катаев В. П. Сын полка, Электрическая машинка.
  24. Кольцов А.В. Не шуми ты, рожь…, Лес.
  25. Крапивин В.П. Брат, которому семь, Звезды под дождем.
  26. !_Крылов И. А. Осёл и соловей, Листы и корни, Ларчик.
  27. !_Кулиев К. Когда на меня навалилась беда, Каким бы малым ни был мой народ.
  28. !_Куприн А. И. Чудесный доктор, Ю-Ю, Изумруд, Белый пудель.
  29. !_Лермонтов М.Ю. Воздушный корабль, Русалка, Морская царевна, Ашик-Кериб, Тучи, Три пальмы, Листок, Утёс.
  30. !_Лесков Н.С. Левша, Тупейный художник, Человек на часах.
  31. Лиханов А.А. Последние холода.
  32. Майков А.Н. Боже мой! Вчера — ненастье…, Сенокос.
  33. Мамин-Сибиряк Д. Н. Рассказы.
  34. !_Некрасов Н.А. Влас, Дедушка, Железная дорога.
  35. Одоевский В.Ф. Отрывки из журнала Маши.
  36. Островский А.Н. Снегурочка.
  37. Паустовский К.Г. Растрепанный воробей, Последний черт, Кот Ворюга, Стальное колечко, Мещерская сторона.
  38. Платонов А.П. Разноцветная бабочка, Неизвестный цветок (плюс история создания).
  39. Полонский Я.П. По горам две хмурых тучи, Посмотри, какая мгла.
  40. Пришвин М.М. Корабельная чаща, Лесная капель, Кладовая солнца, Синий лапоть.
  41. !_Пушкин А.С. Выстрел, Барышня-крестьянка, Дубровский, И.И. Пущину, Узник, Зимнее утро, Повести покойного Ивана Петровича Белкина.
  42. Распутин В.Г. Уроки французского.
  43. !_Рубцов Н.М. Звезда полей.
  44. Рыбаков А. Кортик, Бронзовая птица.
  45. Рылеев К.Ф. Державин.
  46. !_Самойлов Д.С. Сороковые.
  47. !_Симонов К.М. Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины.
  48. !_Толстой А. К. Князь Серебряный, Где гнутся над омутом лозы.
  49. Толстой Л.Н. Хаджи-Мурат.
  50. !_Тукай Г. Родная деревня. Книга.
  51. !_Тургенев И.С. Рассказы из цикла «Записки охотника»: Бурмистр, Певцы, Хорь и Калиныч, Бежин луг.
  52. !_Тютчев Ф.И. Сон на море, Весна, Как весел грохот летних бурь.., Неохотно и несмело, С поляны коршун поднялся, Листья.
  53. !_Фазиль Искандер. Тринадцатый подвиг Геракла.
  54. !_Фет А.А. Ель рукавом мне тропинку завесила, Ещё майская ночь, Учись у них – у дуба, у берёзы.
  55. Чарская Л. Начало жизни, Княжна Джаваха.
  56. Черный С. Дневник фокса Микки.
  57. !_Чехов А.П. Жалобная книга, Мальчики, Налим, Детвора, Лошадиная фамилия, Беззащитное существо, Толстый и Тонкий.
  58. Шварц Е.Л. Два клена.
  59. !_Шукшин В.М. Экзамен, Критики, Срезал.
  60. Языков Н.М. Родина, Настоящее, Две картины.
  61. Яковлев Ю.А. Багульник, Рыцарь Вася, Мальчик с коньками, А Воробьев стекла не выбивал.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: