Конспект урока биологии для 7 класса на тему: «5 животных Типа Инфузории»
Конспект урока биологии «5 животных Типа Инфузории»».
Автор: Парукова Людмила Ивановна,учитель биологии МАОУ «СОШ №9″ г.Нурлат Республика Татарстан». Работа предназначена для учителей биологии. Данный урок- урок изучение нового материала. Урок проводится в быстром темпе с использованием разнообразных видов деятельности. Аудитория: учащиеся 7 класса Цели урока: Дидактическая цель
: создать условия для осознания и осмысления учениками блока новой учебной информации по теме «Многообразие простейших. Тип инфузории», овладения способами ее получения и переработки.
Цели по содержанию: Образовательные
: -познакомить учащихся с характерными особенностями и представителями разных классов и родов Типа Инфузорий на базовом уровне в соответствии с образовательным стандартом или повышенном (для тех учеников, которые захотят и смогут) -ознакомить с особенностями строения, жизнедеятельности одноклеточных, или простейших, как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни; -расширить представления о многообразии одноклеточных, ознакомиться с основными типами (саркожгутиконосцы, споровики, инфузории); -иметь представление о среде обитания, чертах приспособленности основных представителей каждого из типов к жизни в ней; -раскрыть роль одноклеточных в природных сообществах, жизни человека.
Развивающие
: — продолжить формирование умений проводить наблюдения, работать с микроскопом, сравнивать одноклеточных между собой, обосновывать принадлежность к тому или иному типу, классу. -продолжить развивать у учащихся информационную компетентность — умение находить информацию в разных источниках и представлять ее разными способами. -создать условия для развития интеллектуальной (памяти и мышления) и эмоциональной сфер учеников.
Воспитательные:
способствовать воспитанию у школьников позитивного отношения к живой природе и желания ее охранять: продолжить формирования интереса к предмету, осуществлять эстетическое и экологическое воспитание учащихся при ознакомлении их с разнообразием форм инфузорий и их окраской.
Ожидаемый результат
: ученики узнают: на базовом уровне — признаки Типа Инфузорий, на повышенном уровне — черты приспособленности видов к среде обитания. ученики закрепят умения: на базовом уровне — использовать средства Microsoft Word, Microsoft Power Point, на повышенном уровне — находить нужную информацию, используя Интернет.
Тип занятия: классно – урочное занятие. Тип урока: комбинированный. Вид занятия: урок взаимообучение с элементами исследования. Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая. Методы, используемые на уроке: частично — поисковые, репродуктивные. Оборудование:Микроскопы,микропрепараты, предметные стекла,пипетки.К Учебник для 7 класса »Многообразие живых организмов» автор Н.И.Сонин,хрестоматия по зоологии. Дидактический материал: •учебник для 7 класса »Многообразие живых организмов» автор Н.И.Сонин, хрестоматия по зоологии. •информационный лист «За страницами учебника». Приложение№1. •инструкция для лабораторной работы. Приложение№2. Предварительная работа: Составить группы учащихся.Распределить так, чтоб в группе были ученики как сильной так и слабые.До занятия учителю необходимо проверить корректность работы всех компонентов курса(обратить внимание на интерактивные модели).Перед уроком необходимо проверить подготовку к работе в ходе урока раздать распечатанные бланки для работы). Занятие рассчитано на один академический час в кабинете биологии, имеющем рабочие места. Указанное время каждого этапа ориентировочное, т.к. все группы работают в своем темпе, учитель лишь рекомендует переходить от задания к заданию.
Ход урока.
Приветствие.
Организационный момент: — 2 минут. I.Актуализация знаний— 5 мин. II.Формирование новых понятий- 25 мин. Лабораторная работа в паре — 10 мин. Физкультминутка для глаз-1 мин. Работа в группе. Изучение материала «За страницами учебника»- 6 мин Взаимообучение -2 мин. Выступления учащихся— 8 мин. Физкультминутка.-1 мин. III.Формирование навыков и умения – 10мин. Работа с иллюстрациями – 4 мин Заполнение таблицы – 4 мин Итог урока. Оценки -2 мин Домашнее задание-1мин Примечание:
В течение урока учитель наблюдает за позой учащегося, положительно оценивает школьников за ответы и активное участие “молодец”, “хорошо”, “умница”, “ты сегодня очень хорошо работаешь”, “я рада твоим успехам” и т.д., создавая мотивацию учебного процесса, включая физкультминутки, а также эмоциональную разрядку. Использует разные виды деятельности, чтоб дети не испытывали переутомление. Р
екомендация использования презентации в ходе урока.
Навигация простая по «щелчку», имеются гиперссылки, анимации по времени.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас немного необычный урок. Вы любите экскурсии? Мы сегодня посетим научно исследовательский институт, где занимаются изучением простейших (по латыни protozoa).Вспомните, как называется наука, изучающая простейших? Правильно протозоология. Вы займетесь самостоятельно изучением типа Подцарства одноклеточные. Представьте, что вы протозоология. »Лаборатории» оснащены микроскопом.
Технику безопасности работы в лаборатории надеюсь, вы знаете?
Кто не помнит, плакат висит на стене. Прежде чем вы начнёте работу, как сотрудники НИИ. Необходимо проверить, что вы знаете о простейших?
Новые термины.Мотивация урока.
Первое задание. Отгадай загадку! Загадки о простейших. Приложение1..Молодцы!
Задание №2.
Дайте классификацию простейших. Какой тип мы не изучали? Подумайте о названии темы урока. Запишите тему урока в тетрадях. Сформируйте самостоятельно цель урока. Спасибо! Посмотрите, что вы должны усвоить. Термины запишите в тетрадях. Опрос «Учитель – ученик»
Формирование новых понятий: Жизнь простейших зачастую скрыта от наших глаз. И в ней ещё много неизвестного и неизведанного. Давайте изучим интересный и более организованный тип инфузорий. Я, как старший научный сотрудник лаборатории познакомлю вас с планом работы.Перед вами на слайде имеется инструкция, познакомьтесь с ней, и начинайте работать. Лабораторная работа. (Парная работа). Слайд №5. Оформление работы в тетрадях. Оцените работу. Убедились, что мир простейших интересен? Перерыв в НИИ. Физкультминутка Устали, встаньте, выполняем упражнение для глаз. Следующее задание, сложное и ответственное. Работа в группе. Для работы используем учебник, хрестоматию по зоологии, не забудьте посмотреть в Красную Книгу РТ. Определите в группе, кто будет выступать Самостоятельная работа учащихся в группе с дидактическим материалом «За страницами учебника». Составляем план конспекта.Составление конспектов. Краткие сообщения учащихся. При выступлении используют схему»Тип инфузорий». Группа №1. Инфузории — туфелька Группа №2. Инфузория-трубач. Группа №3. Стилонихия. Группа №4 .Дидиний — хищник. Группа №5. Инфузория – сувойка. ( Определите в группе, кто будет выступать. Молодцы, справились с заданием. Проверим, как прошли взаимообучение. Один ученик делает схему по данной теме на доске. Остальные в тетради. Молодцы! Выполнили план и получаем поощрение в виде оценок. Учитель обобщает выступлений учащихся.Закрепление. Назвать органоиды инфузории-туфельки. Сделать вывод о роли 5 представителей Типа Инфузорий в природе (биоценозе). Оценка знаний учащихсяРефлексия.Ваше отношение к уроку. Показываем смайлики. Понравилось ли вам работать в НИИ? Домашнее задание. Как вы думаете, задают домашнее задание в НИИ? Записываем задание.
1.Составить цепи питания включая инфузорий (индивидуальная работа). 2.Желающие готовят сообщение о сосущих инфузориях. 3.Задание нарисовать клетку простейших. ( Касается только тех, кто владеет техникой рисования в программе Paint на компьютере).
Спасибо за урок!Источники:
Шарова, И. Х. Зоология беспозвоночных: учебник / И. Х. Шарова. – М. : Владос, 1999. – 590с Г.И. Лернер Уроки биологии, Тесты, вопросы, задачи, Москва, «Эксмо» 2005 год.. Приложение 1 Простейшие* В.Н.Фросин “При свете как растение живу, Во мраке — хищником брожу. Я похожа на листок, Но имею я глазок: И если есть луч света где-то, Направленье знаю света. Хроматофоры есть, ядро – Всегда гаплоидно оно. Имею “почку” –вакуоль. Когда делюсь – делюсь я вдоль. Своим жгутиком верчу, И как пуля я лечу: Мой подвижный длинный жгутик, Словно гибкий тонкий прутик Совершает цикл вращения, Обеспечив мне движение. Я – не синяя как вена, Я – зеленая эвглена.” “Я — колония, я – шар, И размер мой очень мал. Клетки в слизь погружены, Мне их жгутики нужны! Совершаю я движение, Кувыркаясь при вращении… Клетки все соединяются И друг с дружкою “общаются”… Им чашевидный хлоропласт Энергию Солнца передаст. Я – зеленое творение, Я – животное-растение, Я – природы парадокс, Я – “катящийся” – вольвокс!” “Я развиваюсь в комаре, Нахожусь в его слюне, И после комариного укуса Куда надо доберусь я. Я в кровь сначала попадаю – И человека заражаю. А вот и печень! В клетках я Размножаюсь, а семья В эритроциты проникает, Гемоглобин в них выедает, И, делясь шизогонией, Покидает “дом” свой милый. Спорозоиты и шизонты, Мерозоиты и гамонты,….. Протекает цикл мой гладко, А у жертвы – лихорадка! Так изменчив я на вид! Я — опасный паразит С массой “ножек” – псевдоподий; Малярийный я плазмодий!” * Источник – В.Н.Фросин “Биология в моей жизни: воспоминания студента медицинского института” (7-е изд.) – Казань, изд. ООО “Диалог-Компьютерс”, 2006, 54 с.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока биологии для 7 класса Конспект урока биологии, 7 класс. Папоротники Конспект урока биологии, 7 класс. Розоцветные Стихотворение «Ода осьминогу» к уроку биологии в 7 классе «Тип Моллюски»
Похожие статьи:
Конспект урока по биологии для учащихся 7 класса
Конспект открытого урока биологии в 7 классе
Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки
Конспект урока биологии для 7 класса
Урок – конференция по биологии в 7 классе
Доклад №2
Инфузория-туфелька является простейшим одноклеточным организмом. Данный организм можно встретить в пресных водоемах, при желании его можно даже рассмотреть. Отличительной чертой инфузории является присутствие ресничек, и форма тела, напоминающая туфельку (за что она и получила свое название).
Движение
Тело инфузории двигается с помощью сокращения ресничек. Прикрепленные к телу с помощью базальных тел они передвигаются по принципу гребли. Средняя скорость передвижения с помощью ресничек составляет примерно 3 мм в секунду.
Питание
На теле инфузории спереди и до середины расположен желобок, на котором находятся более длинные реснички, На конце желоба расположено ротовое отверстие организма.
При движении длинные реснички двигают воду, с помощью чего ко рту инфузории поступают бактерии, которое являются ее основной пищей. Попадая в организм простейшего, они находятся в цитоплазме, во время этого вокруг пищи образуется пищеварительные вакуоли, которые в последствии отрываются и двигаются по течению цитоплазмы. После того как пища переварилась, от нее остаются остатки, которые выходят из организма простейшего через порошицу- заднее отверстие организма
Выделение и дыхание
Дыхание у инфузории происходит примерно по такому же принципу, как и у подобных простейших организмов. На теле организма спереди и сзади имеется по одной сократительной вакуоли. Сокращаются вакуоли попеременно с периодичностью около 23 секунд. Через вакуоли выходит вода и вредные продукты жизнедеятельности, накопившиеся в цитоплазме.
Также в цитоплазме организма туфельки расположены два ядра, большое и малое, каждое из которых выполняет свою функцию. Малое ядро несет в себе делительную функцию, и играет основную роль в размножении организма. Большое ядро отвечает за все остальные жизнедеятельные процессы (питание, движение, выделение).
Размножение
Преимущественно в летнее время инфузория-туфелька начинает активно питаться, после чего происходит деление организма. Малое ядро, отделившись от большого, разделяется на 2 одинаковые части, которые распределяются на переднюю и заднюю часть тела организма. После этого происходит деление большого ядра. Организм прекращает питаться и начинает растягиваться по разные стороны. Ядра вновь отходят в разные стороны. После активного растяжения половинки организма делятся и отходят друг от друга, таким образом зарождается два одинаковых организма. Эти организмы начинают питаться и примерно через сутки повторяют делительный процесс. После определенного количества делений два организма соединяются друг с другом брюшной стороной, и начинают обмен ядерной информации, после чего получается два уникальных организма, которых можно назвать «супругами».
Раздражение
Организм инфузории обладает раздражимостью. Поместив в одну каплю воды инфузорий, а в другую каплю воды бактерии, если между каплями будет образован водяной мостик, инфузории начнут плавно передвигаться к капле с пищей(бактериями). Также инфузории очень раздражимы на соль. Это показывает показывает, что организм простейшего отвечает на действия окружающей среды, как и любой другой живой организм.
7 класс